Псевдотуберкулез (Больная К., 6 лет — Стул)

Стул 2 раза, кашицеобразный, без патологических примесей, в остальные дни — нормальный. Ранее девочка перенесла ОРЗ, пневмонию, эпидемический паротит, ветряную оспу. Вирусным гепатитом и скарлатиной не болела. В семье все здоровы, в окружении больных детей нет.

За неделю до заболевания вернулась из детского санатория, где лечилась после перенесенной пневмонии. Забегая вперед, сообщим здесь, что в этом санатории впоследствии была зарегистрирована вспышка псевдотуберкулеза. Больная К. была одной из первых заболевших в очаге. Приведенная выписка из истории болезни свидетельствует о том, что клиническая картина заболевания имела очень большое сходство со скарлатиной. Некоторые клинические нюансы, конечно, не могли поколебать уверенности врача в правильности своего диагноза.

Действительно, сыпь у больной появилась лишь к концу 3-х суток болезни, тогда как при скарлатине сыпь возникает в большинстве случаев к концу 1-х суток, редко на 2-й день. Но запаздывание сыпи не является редкостью, поэтому срок появления экзантемы — очень важный дифференциально-диагностический признак, но решающим он быть не может. Для скарлатины совсем не характерен абдоминальный синдром, но небольшие боли в животе и легкое расстройство функций кишечника встречаются у детей почти при любом инфекционном, заболевании, в том числе и при скарлатине (хотя и реже, чем, например, при кори, ветряной оспе, гриппе, пневмонии).

С другой стороны, в диагностической работе врача не получили должной оценки симптомы «капюшона», «перчаток» и «носков», что связано, конечно, с недостаточной осведомленностью его о природе и происхождении этих признаков.

Значительно большие претензии можно предъявить врачу в связи с тем, что он не выявил или не обратил внимания на увеличение печени и ее чувствительность при пальпации. Гепатомегалия и нарушение функции печени для скарлатины в высшей степени нехарактерны и всегда требуют иного объяснения.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова