Анализ мочи: белка 0,33 г/л, лейкоцитов 1 — 12 в п./зр., эритроциты единичные в п./зр., гиалиновые цилиндры 1 — 2 в п./зр. До 6-го дня болезни состояние больного было средней тяжести, все симптомы держались на одном уровне, но сыпь стала угасать на 4-й день болезни. К 11-му дню температура снизилась до нормальной, угасли и все другие симптомы, длительно оставалась слабость и порой были небольшие боли в животе. РА с антигеном псевдотуберкулеза была положительна: на 8-й день болезни 1:200, на 16-й 1:400. РСК и РИГА с риккетсиозным антигеном были отрицательны.
Острое начало заболевания — высокая температура, головная боль, недомогание, наличие сыпи — были основанием для постановки диагноза «Сыпной тиф» у данного больного. Однако основания эти очень шатки: головная боль носила разлитой, а не локализованный характер, сыпь появилась на 2-й день болезни, что не типично для сыпного тифа, так же как не типичны характер и локализация сыпи.
Сыпному тифу противоречили артралгия и боли в животе. Но для псевдотуберкулеза эти симптомы очень характерны, и ошибка в диагнозе была, видимо, следствием неосведомленности врача в диагностике этого заболевания. Нет нужды подробно разбирать подобного рода ошибки, так как они связаны почти исключительно с недостаточным знакомством некоторых врачей с клиникой псевдотуберкулеза и отсутствием личного опыта в его распознавании.
Очень трудно дифференцировать катаральную форму псевдотуберкулеза. Эта форма чаще всего диагностируется в очагах инфекции. Больным обычно ставится диагноз «грипп» или «ОРЗ». Иногда этот диагноз ставится лишь при возникновении рецидива, но и при этом чаще всего первая волна заболевания трактуется как ОРЗ, а рецидив (если псевдотуберкулез распознается) — как первая волна. Нужно помнить, что рецидив может протекать не в той форме, в какой протекала основная волна. Последнее иллюстрирует приведенный ниже пример.
«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова