Дизентерия (Больной X., 51 года — Ректороманоскопия)

При ректороманоскопии 14.05 осмотренная на 21 см слизистая оболочка несколько гиперемирована, отека и дефектов слизистой оболочки нет. Сфинктер раздражен. В посевах кала 13.05 и 14.05 рост шигелл Зонне. РА и РПГА с сальмонеллезными антигенами отрицательны в динамике. РПГА положительна с антигеном Зонне в титре 1:640 на 12-й день болезни.

Таким образом, у больного X. острая дизентерия протекала как пищевая токсикоинфекции и клинически имела очень большое сходство с течением гастроинтестинальнои формы сальмонеллеза, что и послужило причиной ошибочной диагностики.

Приведенная выписка из истории болезни показывает невозможность в ряде случаев клинически дифференцировать сальмонеллез и дизентерию, протекающую по типу токсикоинфекции. Решающее значение в установлении окончательного диагноза в подобных случаях принадлежит бактериологическому и серологическому обследованию, которое должно неукоснительно проводиться у таких больных.

По-видимому, возможность течения острой дизентерии по типу острого гастроэнтерита (пищевой токсикоинфекции) и внушает определенный диагностический пессимизм, отвлекает их от попыток устанавливать у постели больного нозологический диагноз. В этой связи следует еще раз подчеркнуть, что в большинстве случаев такого рода пессимизм не обоснован и клиническое разграничение дизентерии и сальмонеллеза, бесспорно, возможно.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова