Больная М. А., 38 лет, служащая, заболела очень остро днем 13.01.
Появился сильный озноб, температура тела поднялась до 39,8 °С, беспокоили резкая слабость, головная боль, головокружение, тошнота, позывы к рвоте. Вечером того же дня вызванный участковый врач установил диагноз «грипп» и выдал больничный лист. В ночь с 13.01 на 14.01 заболела дочь больной, М. Т., 17 лет, учащаяся кулинарного училища,
Начало ее заболевания полностью повторяло клиническую картину инфекции у матери. Утром 14.01 через 12 ч от начала заболевания и до прихода врача, вызванного к дочери, у М. А. появились сильные боли в животе, повторный жидкий стул со слизью, но об этих новых симптомах больная врачу не сообщила и осмотрена врачом не была. Дочери установлен диагноз «грипп», назначено соответствующее лечение. Через 10 ч от начала заболевания у М. Т. также возникли схваткообразные боли в животе и полный симптомокомлекс инфекционного поражения кишечника.
Дальнейшее течение инфекции у обеих больных было тяжелым и в высшей степени типичным. Вызванный повторно через сутки врач правильно трактовал кишечные симптомы и госпитализировал мать и дочь в инфекционную больницу с острой дизентерией, которая подтверждена затем клинически, копрологичееки, ректороманоскопически и бактериологически.
Представленная краткая информация о двух случаях дизентерии весьма показательна не сама по себе, а как общий пример возможного начала острого шигеллеза с выраженных симптомов интоксикации, в течение нескольких часов определявших клиническую картину заболевания.
«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова