Больная Л., 49 лет, неоднократно лечилась в нашем отделении в связи с бактериологически и серологически неподтвержденной дизентерией, затем с синдромальным диагнозом «острый энтероколит» и, наконец, с обострениями хронического энтероколита.
При ректороманоскопии каждый раз выявлялись разлитая гиперемия, резкий отек слизистой оболочки прямой и сигмовидной кишок и ее легкая ранимость при введении и выведении тубуса ректоскопа, иногда — немногочисленные эрозии. Клинически заболевание протекало довольно «мягко», самочувствие оставалось хорошим, частота дефекаций не превышала 4—5 раз (из них 3—4 раза — ночью на что своевременно не было обращено должного внимания), потери крови были минимальными, биохимические показатели — в пределах нормы, масса тела была нормальной и постоянной. Каждый раз больная выписывалась с заметным улучшением состояния и самочувствия при нормальной ректороманоскопической картине.
Лишь через 2 года заболевание внезапно приняло катастрофическое течение с развернутой клинической и типичной ректороманоскопической картиной неспецифического язвенного колита, и, несмотря на вес принятые меры, больная скончалась от множественных микроперфораций толстой кишки и перитонита.
Необходимо обратить внимание на такой симптом неспецифического язвенного колита, как преобладание позывов к дефекации и самих дефекаций в ночное время. Указание на подобный ритм испражнений можно найти почти во всех работах по симптоматике и клинике неспецифического язвенного колита. Нам неоднократно приходилось выявлять его при опросе- больных и в период наблюдения за ними.
«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова