Больной К., 27 лет, монтер, направлен в больницу 02.03 с диагнозом «Скарлантина». В приемном отделении больницы выяснено, что заболел 26.02, остро, повысилась температура тела до 38,5 °С, появились насморк, кашель. На 4-й день болезни появилась сыпь, и в этот же день больной был госпитализирован. Из перенесенных заболеваний отмечает грипп. В окружении больных нет.
При осмотре зев ярко гиперемирован, налетов на миндалинах нет. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены, болезненны. На слизистой оболочке щек пятна Вельского — Филатова — Коплика. На коже лица, шеи и груди пятнисто-папулезная сливная сыпь. Единичные элементы сыпи на плечах и бедрах. Конъюнктивит. В легких прослушиваются рассеянные сухие хрипы.
Тоны сердца отчетливы. Живот мягкий, безболезненный, печень и селезенка не увеличены. В приемном отделении поставлен диагноз «корь». В последующие дни обильная сыпь и на конечностях, с последующей пигментацией.
При обследовании выявлена характерная для кори лейкопения — л. 4,1*109/л. Титр противокоревых антител на 6-й день болезни 0; на 9-й день — 1:40. Заболевание протекало без осложнений. Выписан спустя 9 дней от поступления в больницу с диагнозом «корь, среднетяжелая форма». Больной Н., 18 лет, слесарь, был направлен с диагнозом «Скарлатина» 23.02.
В приемном отделении была диагностирована корь в связи с наличием катарального периода с 19.02 по 22.02 с кашлем и насморком и пятнисто-папулезной сыпью, появившейся на 4-й день болезни. Выявлены конъюнктивит и пятна Вельского — Филатова — Коплика. Как и в предыдущем примере, отмечалась яркая гиперемия зева, без налетов на миндалинах, но с наличием увеличенных и уплотненных подчелюстных лимфатических узлов.
Дальнейшее наблюдение за больным подтвердило диагноз кори. Отмечалась этапность высыпания с последующей пигментацией и отрубевидным шелушением; выявлена лейкопения (4,4-10-/л), титр противокоревых антител в динамике составил 0 и 1:160. В данных примерах диагноз скарлатины был установлен участковым врачом, по-видимому, в связи с появлением сыпи при яркой гиперемии зева и регионарном лимфадените. Вместе с тем игнорировались сроки проявления сыпи и ее характер, не укладывавшиеся в клинику скарлатины.
Не были выявлены пятна Вельского — Филатова — Коплика. Не меньшие диагностические затруднения вызвало разграничение скарлатины и краснухи, которая ошибочно принималась за скарлатину.
«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова