Профилактика травматизма среди детей

Профилактика травматизма среди детей проводится в нашей стране по многим направлениям. Этими вопросами постоянно занимаются воспитатели и педагоги, руководители пионерской и комсомольской организации. В каждом крупном центре эту работу возглавляет межведомственная комиссия по борьбе с травматизмом среди детского населения.

В нее входят представители государственных и партийных органов, работники различных министерств и ведомств, сотрудники ГАИ и добровольных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и ОСВОДа. Большую лепту вносят и медицинские работники.

В деле предупреждения ожогов у детей медицинским работникам принадлежит одно из ведущих мест.

Если медицинские работники лечебно-профилактических учреждений своевременно, а главное — убедительно, расскажут молодым родителям, бабушкам, дедушкам и другим взрослым, окружающим ребенка, какую тяжелую и опасную травму представляют собой ожоги, какие правила нужно неукоснительно выполнять, чтобы не подвергать ребенка риску получения термической травмы, количество ожогов, безусловно, резко сократится.

Условия для возникновения ожогов у детей и взрослых разные. Большая часть ожогов у взрослых связана с производством.

Дети же получают только бытовые ожоги:
93 % их происходит в домашних условиях; 3,5 % — во дворе; 3,5 % — на улице, в лесу и других местах вне дома.

Как же создаются такие неблагоприятные условия в домашней обстановке и почему от ожогов более всего и тяжелее всего страдают дети младшего возраста, еще не приспособленные к самостоятельности и целиком зависимые от окружающих взрослых?

Сходны ли те обстоятельства, при которых получают ожоги маленькие дети, с теми, которые сопутствуют ожогам у их старших братьев и сестер?

Оказывается, что обстоятельства, сопутствующие возникновению ожога, теснейшим образом связаны с возрастом ребенка. Именно возраст определяет особенности поведения ребенка и меру его ответственности за свои поступки.

I период — грудной возраст — от рождения до года. Его отличает незавершенность развития центральной и периферической нервной системы. В этом периоде у ребенка начинают вырабатываться условно-рефлекторные связи. Он входит в контакт с окружающей средой, начинает ползать, хватать предметы руками, совать их в рот. При этом ребенок может засунуть в рот попавший ему в руки конец включенного провода или схватиться за горячую дверцу печки.

С 6 — 7 мес, в процессе освоения окружающей обстановки, у ребенка начинает накапливаться некоторый жизненный опыт, но он еще очень мал. С 8 — 9 мес детей все больше привлекают окружающие предметы и растет двигательная активность, а в процессе овладения ходьбой расширяется поле деятельности, поэтому и источников для получения травмы становится все больше.

Родители и взрослые, находящиеся около маленького ребенка, обязаны обеспечить уход за ним и все его физиологические потребности, создать нужную ему и безопасную обстановку. Неправильный уход за ребенком и неблагоприятные условия среды — вот те основные факторы, которые приводят к несчастным случаям в этом возрасте.

II период — преддошкольный, или старший ясельный возраст, — от 1 до 3 лет. Характерным для него является дальнейшее развитие систем организма, расширение двигательной активности и объема предметной деятельности.

У ребенка появляется потребность ходить, знакомиться с окружающими предметами и познавать их свойства. В умственном развитии особую роль играют подражание и стремление к самостоятельности.

Ребенок тянется за интересующим предметом, пытается преодолевать препятствие, делает попытки самостоятельно есть, одеваться, следовать за матерью. Эту самостоятельную или собственную деятельность малыша взрослые должны поддерживать и направлять по соответствующему пути, учитывая возможности ребенка и ту ситуацию, в которой она происходит.

К 2 годам дети обычно достаточно хорошо говорят и понимают объяснения и указания взрослых. Они способны понять и запомнить простейшую связь между предметами и явлениями (например, что прикосновение к горячему предмету вызывает боль). Дети хорошо помнят, что ванна, наполненная водой, связана с приятной процедурой купания, а наполненная тарелка обещает вкусную еду.

Не охраняемые взрослыми, они могут забраться в ванну или стащить со стола тарелку, не предполагая, что вода в ванне горячая, а каша еще не остыла. Поэтому, начиная с этого времени, продолжая неусыпный надзор за ребенком, взрослые должны приучать его к выполнению элементарных правил поведения и прививать ему навыки личной безопасности.

III период — дошкольный — от 3 до 7 лет. В дошкольном возрасте совершенствуется психическое и физическое развитие, быстро развиваются интеллектуальные способности ребенка; его деятельность усложняется и становится более самостоятельной, а поведение — организованнее и осмысленнее. Он все теснее вступает в многообразные отношения с людьми и глубже знакомится с действительностью.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Однако, несмотря на большие сдвиги в физическом и психическом развитии, дошкольникам присущи быстрая утомляемость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость. Движения дошкольника еще очень порывисты, не координированы.

Бегая по коридору, он легко может столкнуться с человеком, несущим кастрюлю с горячим супом, упасть в стоящее на полу ведро или таз. В этом возрасте ребенок еще не отвечает за свои поступки и должен находиться под постоянным присмотром.

Громадную роль в успешном накоплении жизненного опыта играют воспитание и обучение детей. Используя словесные воздействия и участвуя в организации детских игр, взрослые должны научить ребенка подчинить свое поведение определенным правилам, быть осмотрительным и осторожным.

IV период — школьный возраст — от 7 до 16 лет.

Говоря о детях школьного возраста, следует различать три возрастных периода: младший школьный возраст — 7 — 11 лет (отроки); средний школьный возраст — от 11 до 14 лет (подростки) и старший школьный возраст — 14 — 16 лет (юноши и девушки).

Несмотря на то, что в своем развитии 7-летний ребенок вполне подготовлен к учебно-трудовой деятельности, его психические процессы и личность в целом еще находятся в стадии совершенствования. В то же время в функциональном отношении многие органы достигают в этом возрасте полного совершенства.

Усиленно развивается мышечная система, улучшается координированность движений. Растет сознательность и самоконтроль, начинают резко сказываться особенности влияния половых желез на своеобразие психофизического развития мальчиков и девочек.

«Ожоги у детей», Н.Д.Казанцева