Жизненные наблюдения

Младшие школьники любознательны и впечатлительны, но недостаточно организованы. Им свойственны легкая возбудимость, эмоциональность и импульсивность. Внимание их носит неустойчивый характер.

Жизненный опыт у них еще невелик.
Поэтому они совершают опрометчивые поступки, не задумываясь о их последствиях. Например, чиркнув спичку, поджигают бумагу или занавеску, засовывают игрушку в горящую топку или вязальные спицы в отверстия штепсельной розетки.

В процессе школьного обучения у детей развиваются волевые качества, восприятие становится более осмысленным, внимание — произвольным, запоминание — логическим.

После 11 — 12 лет начинается весьма важный и своеобразный период в развитии детей
— переход от детского состояния к взрослому. Дети этого возраста способны сознавать свою ответственность перед родителями и школой. Они более самостоятельно овладевают учебной программой, оказывают помощь родителям по хозяйству.

Вместе с тем подростки склонны критически относиться к окружающему и действовать без учета своих реальных возможностей. Подростку кажется, что он превзошел опыт окружающих его взрослых людей, у него появляется повышенный интерес к героизму, мужеству, ко всякого рода приключениям и наряду с этим сохраняется стремление позабавиться и пошалить.

Этим объясняется тяга подростка к различным экспериментам или играм с легковоспламеняющимися, взрывчатыми и другими опасными веществами, что нередко приводит к тяжелым последствиям. Постоянный контроль за досугом подростков необходим.

А правильный педагогический подход, в основе которого лежит чуткое и уважительное отношение к ребенку этого возраста, повысит у него чувство ответственности, разовьет творческую инициативу, поддержит стремление к самостоятельности. При дефектах воспитания дети перенимают отрицательные черты у окружающих, а на окрики и физические наказания отвечают грубостью и озлобленностью.

В старшем школьном возрасте окончательно совершенствуются все психические процессы и свойства личности человека.

Анализ обстоятельств и причин ожогов у детей свидетельствует о том, что травмы с детьми происходят не столько от неблагоприятных условий среды — тесноты, скученности, захламленности домашних помещений, занятости родителей, сколько от незнания родителями анатомо-физиологических особенностей растущего организма и несоблюдения ими элементарных правил ухода за детьми.

Неумение или нежелание взрослых приучить детей к дисциплине, соблюдению определенных норм поведения и правил личной безопасности тоже влечет за собой возникновение бытовых травм у детей.

Жизненные наблюдения показывают, что для каждого возрастного периода (грудного, ясельного, дошкольного и школьного) характерны свои обстоятельства бытовых травм и, в частности, ожогов. Они определяются уровнем психофизического развития ребенка.

«Ожоги у детей», Н.Д.Казанцева