Частный случай

Больная В., 16 лет, поступила в Московский научно-исследовательский институт уха, горла и носа 27/IX 1963 г. с жалобами на резко затрудненное дыхание и отсутствие голоса. Охриплость с 9-летнего возраста после гриппа, через 7 месяцев присоединилось затрудненное дыхание.

В этом же году по поводу стеноза была произведена трахеотомия, затем удалены папилломы и деканюлирована. Повторно внутригортанное удаление папиллом произведено в 1959 г. С 1961 г. усилилась охриплость, с 1963 г. наступило затрудненное дыхание.

При поступлении отмечается синюшность слизистых оболочек, затрудненное дыхание с втяжением надключичных ямок, афонии. Рубец по средней линии шеи длиной 4 см.

При ларингоскопии обнаружено:
область голосовых и частично желудочковых складок, гортанных желудочков, просвет голосовой щели занят множественными папилломами бледно-розового цвета с мелкозернистой поверхностью, баллотирующими при дыхании; свободным от папиллом оставался лишь задний отдел просвета голосовой щели неправильной формы размером 0,3 — 0,4 см.

Рентгенография гортани: на уровне подсвязочного пространства располагается тень полициклической формы, полностью облитерирующая его просвет и свисающая до уровня начального отдела трахеи. Указанная тень исходит из переднебоковой стенки. Просвет трахеи значительно сужен. В связи со стенозом произведена трахеотомия, через 3 недели под общим наркозом сделана ларингофиссура с удалением папиллом и последующей электрокоагуляцией мест их прикрепления.

Папилломы занимали область голосовых, желудочковых складок, просвет голосовой щели, подскладочное пространство и два верхних кольца трахеи. В области трахеостомы иссечена рубцовая ткань, в просвет гортани введен валик-тампон и в трахею — трахеотомическая трубка. На 21-й день деканюлирована.


Распространенная форма поражения гортани

Распространенная форма поражения гортани

Распространенная форма поражения гортани папилломами
у больной В., 16 лет.


Учитывая распространенность процесса, значительную длительность заболевания и наличие пролиферирующей папилломы, установленной при гистологическом исследовании, больной проведена химиотерапия — внутримышечные инъекции спиразидина вначале по 10 мг, а затем по 20 мг через день, всего на курс лечения больная получила 250 мг спиразидина.

Выписана 21/XI 1963 г. со значительным улучшением:
дыхание свободное, голос громкий, несколько хриплый (I степень), папиллом нет, края трахеостомы сблизились, гранулируют.

Рентгенологически:
бывшая ранее тень полициклической формы исчезла, просвет трахеи расширился и достигает 12 — 14 мм.

Амбулаторно через 6 месяцев: папиллом в гортани и трахее не определяется, голос грубый, громкий, трахеостома зарубцевалась.

При повторном осмотре через 5 лет после операции: голос громкий, слегка хриплый, папиллом нет; вышла замуж, родила дочь. В настоящее время здорова.

Таким образом, у больной при распространенной форме поражения папилломами гортани и трахеи проведенное комплексное лечение (хирургическое и химиотерапевтическое) привело к выздоровлению.

Следует отметить, что при электрокардиографическом исследовании у этой больной было обнаружено нарушение обменных процессов в миокарде, а также были выявлены изменения в моче, что мы, как и у других больных, связывали с имевшимся хроническим стенозом.

А. И. Юнина (1956, 1972) указывает, что у большинства больных стенозом гортани и трахеи определяется нарушение функций проводимости и сократимости миокарда различной степени и обменных процессов в миокарде. В патофизиологической лаборатории и клинике института установлено влияние стеноза гортани и трахеи на функции других органов и систем организма (Б. М. Сагалович, 1956; К. Б. Радугин, 1957; Н. Л. Слободкина, 1966, и др.).

Хроническое течение папиллом с частыми рецидивами, сопровождающееся затрудненным дыханием, значительно нарушало общее состояние детей и подростков. В связи с расстройством дыхания у них развивалась анемизация, бледность кожных покровов и хроническая кислородная недостаточность; у некоторых больных наблюдались частые бронхиты и рецидивирующие пневмонии.

Это состояние осложнялось необходимостью неоднократных хирургических вмешательств, при которых иногда возникали послеоперационные пневмонии или катарально-некротические бронхиты. Такие осложнения особенно опасны у маленьких детей.

Мы наблюдали летальный исход у 2 детей (в возрасте 2 лет 4 месяцев и 2 лет 6 месяцев), который наступил после трахеотомии и ларингофиссуры и был связан с двусторонней бронхопневмонией и присоединившейся корью. Наличие хронического заболевания и распространенность папилломатоза, безусловно, имели при этом значение.

Совсем недавно послеоперационные пневмонии, особенно у маленьких детей, являлись грозным осложнением. В настоящее время с введением в практику антибиотико- и сульфаниламидотерапии развитие послеоперационных пневмоний в большинстве случаев предупреждается, а если они и возникают, то протекают относительно благоприятно.

Среди наблюдавшихся больных лишь у 10 детей и 3 подростков были послеоперационные пневмонии, закончившиеся выздоровлением.

Однако многие дети, оперированные по поводу стеноза гортани, связанного с папилломатозом и являющиеся канюлярами, одновременно страдали трахеитом или трахеобронхитом.


«Папилломы верхних дыхательных путей»,
И.А.Вознесенская

Популярные статьи разделаПопулярные статьи раздела