Рак молочной железы

Комплексное лечение с применением гипертермии и гипергликемии проведено 89 больным раком молочной железы, причем в 76 случаях использовалась местная СВЧ-гипертермия с облучением (терморадиотерапия), а в 13 — общая гипертермия.

Распределение больных, подвергшихся местной СВЧ-гипертермии, по стадиям заболевания было следующим: II стадия (T2N0, Т1 — 2N1) — 34 женщины, III (ТЗ — 4N0 — 1, Т1 — 4N2 — 3) — 41 и IV — 1 больная. Метастазы в регионарных лимфатических узлах были у 36 больных (47,4%). В возрасте 30 — 39 лет было 4 человека, 40 — 49 лет — 39, 50 — 59 лет — 22, старше 60 лет — 11 больных.

Больным со II и III стадиями опухолевого процесса СВЧ-терморадиотерапия проводилась в качестве предоперационного компонента лечения. Всего проведено 552 сеанса гипертермии и облучения.

Телегаммаоблучение проводилось в режимах крупного (55 больных) или обычного (20 больных) фракционирования дозы. При крупном фракционировании разовая очаговая доза составляла 4 — 5, суммарная — 20 Дж/кг; при обычном фракционировании — соответственно 2, суммарная — 40 Дж/кг.


Изменения размеров опухоли молочной железы

Изменения размеров опухоли молочной железы

Изменения размеров опухоли молочной железы под влиянием предоперационного облучения без СВЧ-гипертермии (А) и в условиях СВЧ-гипертермии (Б). Светлые столбики — размеры опухоли не изменились: заштрихованные столбики — опухоль уменьшилась; черные столбики — полный регресс опухоли.


Как видно на рисунке, в результате терморадиотерапии, по данным маммографии и пальпации, опухоль уменьшается чаще и в значительно большей степени, чем при облучении без гипертермии. Степень регресса опухолей при облучении в режиме крупного фракционирования дозы без гипертермии не превышала 25%, в то время как при СВЧ-терморадиотерапии она составляла в среднем 42,5%.

Хирургические вмешательства в объеме операций Холстеда произведены 55 больным, Урбана — Холдина — 19 и простая мастэктомия — 1 больной.


Гистологические изменения в раковой опухоли

Гистологические изменения в раковой опухоли

Гистологические изменения в раковой опухоли молочной железы после предоперационного облучения в условиях СВЧ-гипертермии и без нее. Светлые столбики — выраженных изменений клеток опухоли не обнаружено; заштрихованные столбики — выраженные деструктивные изменения, субтотальный некроз опухоли; черные столбики — полное исчезновение раковых клеток, тотальный некроз опухоли.


На рисунке приведены данные о морфологических изменениях опухолей у женщин, подвергшихся предоперационной телегамматерапии по поводу цитологически доказанного рака молочной железы.

Полное исчезновение элементов опухоли после телегаммаоблучения в условиях гипертермии наблюдается в 5 раз чаще, чем в обычных условиях. У 30% больных, облучавшихся в обычных условиях, выраженных изменений раковых клеток не обнаружено. При исследовании опухолей, облученных в условиях перегревания, таких случаев практически не было.

Все 75 больных, подвергшихся предоперационной СВЧ-терморадиотерапии, пережили 1 год, 54 из 55 — 2 года, 17 из 18 — более 3 лет.

Общая управляемая гипертермия и гипергликемия использованы, как уже указывалось выше, при лечении 13 больных. Этим больным проведен в общей сложности 21 сеанс гипертермии и гипергликемии.

У всех больных была поздняя стадия заболевания: у 5 человек процесс отнесен в группу ТЗ — 4N3M0 (метастазы в надключичных лимфатических узлах, верифицированные цитологически), у 8 — в группу Т2 — 4N2 — ЗМ1 (у 5 женщин метастазы в печени, у других — в костях, плевре, противоположной молочной железе, обширная внутрикожная диссеминация и т. д.).

Результаты оценивались раздельно в каждой из этих двух групп, т. е. у больных с метастатическим поражением надключичных узлов (первая группа) и у больных с лимфо- и гематогенными метастазами (вторая группа). Прогноз при таких далекозашедших формах процесса, как известно, крайне плохой.

Всем больным первой группы (возраст 38 — 49 лет) до начала комплексного лечения, включающего гипертермию и гипергликемию, была проведена гормональная терапия (сальпингоовариэктомия), не принесшая улучшения. Поэтому предприняли химиолучевое лечение в условиях пролонгированной гипергликемии с общей гипертермией и повторным сеансом гипергликемии. Все больные хорошо перенесли лечение.

В течение последующих 1 — 5 нед отмечали резкое уменьшение опухолевых узлов, что позволило прибегнуть к хирургическому вмешательству — сверхрасширенной мастэктомии (с удалением надключичных лимфатических узлов) у 4 женщин и удалению надключичной клетчатки с лимфатическими узлами — у 1 больной. В последующем проводили курс лучевой терапии.

При исследовании препаратов обнаружились резко выраженные некротические и дистрофические изменения опухолевой ткани. Двое больных пережили двухлетний рубеж, двое — годичный; одна больная умерла через 10 мес от причины, не связанной с основным заболеванием.

У больных второй группы были исчерпаны все общепринятые методы лечения и прогрессирование процесса носило катастрофический характер. Проведение терапии, включающей общую гипертермию и гипергликемию с химиолучевой и (или) химиотерапией, имело характер вмешательства «отчаяния».

Больные удовлетворительно перенесли лечение, опухолевые конгломераты значительно уменьшились, исчез болевой синдром, значительно улучшилось общее состояние. У 3 из 8 женщин через 22 — 42 дня после процедуры были выполнены паллиативные мастэктомии. В препаратах выявлялись выраженные альтеративные изменения клеток опухоли.

Все 8 больных умерли:
четверо — через 5 — 6 мес, двое — спустя 7,2 — 9 мес и двое — 4,2 года после проведения общей гипертермии и гипергликемии.


«Применение гипертермии и гипергликемии при лечении
злокачественных опухолей», Н.Н.Александров,
Н.Е.Савченко, С.З.Фрадкин, Э.А.Жаврид