По мнению большинства исследователей, периферические параличи—результат токсического поражения периферического двигательного нейрона с последующим вовлечением в процесс серого вещества спинного мозга.
Однако О. П. Вишневская (1940—1949), подробно изучавшая морфологическую основу дифтерийных параличей, подчеркивает корешковый их характер. В патологический процесс одновременно вовлекаются интраганглионарные волокна межпозвоночных узлов и их черепно-мозговые гомологи. Корешковая локализация процесса подтверждается и клиническими признаками параличей с расстройством не только со стороны двигательных, но и чувствительных и рефлекторных сфер, а также белково-клеточной диссоциацией в спинномозговой жидкости.
М. С. Маргулис (1940) преобладание в клинике двигательных расстройств объясняет более значительным поражением передних корешков по сравнению с задними. По предложению автора, поражения периферической нервной системы при дифтерии справедливо названы полирадикулоневритом. Клинически дифтерийные полирадикулоневриты проявляются, как правило, на 4—5-й неделе болезни и позднее. Редко в очень тяжелых случаях они могут возникнуть и в острый период болезни, когда еще зев не очистился от налетов.
Согласно данным литературы, возникновение параличей зависит от тяжести болезни и запоздалого введения лечебной сыворотки. Для параличей при дифтерии характерны все свойства периферических: мышцы расслабляются и атрофируются, исчезают сухожильные рефлексы.
Чаще всего наблюдаются не полные параличи, а парезы, причем легко протекающие, по мнению Н. К. Белой (1957), часто не диагностирующиеся. Поэтому автор рекомендует всем больным с токсической формой дифтерии производить неврологическое обследование в момент поступления в больницу, а также в сроки возможного возникновения параличей. Нередко двигательные расстройства сопровождаются чувствительными нарушениями. Можно отметить болезненность по ходу нервных стволов, положительные симптомы натяжения.
«Руководство по воздушно-капельным инфекциям», И.К.Мусабаев