Иногда появляются парестезии в виде «ползания мурашек» и покалывания в дистальных отделах конечностей, извращения вкуса, ощущения покалывания и жжения языка. Э. И. Ямпольская (1958) при обследовании на высоте развития полирадикулоневрита у некоторых больных обнаружила снижение поверхностной чувствительности по дистальному типу. Отмечена некоторая зависимость последовательности появления и распределения параличей от локализации местного дифтерийного процесса.
Так, при дифтерии зева раньше других возникает паралич мягкого нёба (IX — X пары черепно-мозговых нервов), при дифтерии пупка у новорожденных — паралич брюшных мышц, при крупе — паралич мышц гортани. Такая закономерность, по предположению В. И. Молчанова (1960)! зависит от непосредственного действия дифтерийного токсина на разветвления нервов, находящихся вблизи очага инфекции.
Эту точку зрения подтверждают данные М. А. Скворцова (1946), которому удалось установить, что при одностороннем поражении зева всегда оказываются значительно измененными нервы на той же стороне. При дифтерии зева чаще всего появляются параличи мягкого нёба и глотки, затем парез нижних конечностей и глазоотводящего нерва. В такой же последовательности они развиваются, когда имеется наклонность к их распространению.
Как показали патогистологические исследования, поражения нервной системы обычно никогда не ограничиваются областью одного нерва или корешка.
При систематическом и тщательном исследовании нервной системы у больных часто выявляются комбинированные поражения. Паралич мягкого нёба и глотки обусловлен поражением языкоглоточного и блуждающего нервов. Изолированный парез мягкого нёба, по данным многих авторов, обнаруживается в 28,6 — 81,8% случаев, а в остальных — в комбинации с другими параличами. У больных голос приобретает носовой оттенок, отмечается поперхивание при глотании, жидкая пища выливается через нос.
«Руководство по воздушно-капельным инфекциям», И.К.Мусабаев