В настоящее время последние — наиболее массовые и подвижные источники распространения дифтерии. Здоровое носительство рассматривается как инфекционный процесс без клинических проявлений. Это подтверждается показателями антитоксического и антибактериального (специфического и неспецифического) иммунитета, данными электрокардиограммы, произведенными в динамике носительства.
Патогистологически в тканях миндалин кроликов — носителей коринебактерий — обнаружены изменения многослойного плоского эпителия, под слизистого слоя, лимфоидного аппарата миндалин, присущие острому воспалению (Т. Г. Философова, 1973). Частота носительства токсигенных коринебактерий отражает эпидемиологическую ситуацию по дифтерии.
Она минимальная или сводится к нулю при отсутствии заболеваемости и значительна при неблагополучии по дифтерии —4—40% (Е. А. Окиншевич и др., 1969). По данным Л. А. Фаворовой (1967), в очагах дифтерии носительство в 6—20 раз выше, чем среди здоровых лиц.
Как отмечает Г. П. Сальникова (1970), уменьшение числа носителей токсигенных бактерий дифтерии отстает от снижения заболеваемости. Так, в Москве с 1958 по 1968 годы заболеваемость дифтерией снизилась в 693 раза, а носительство — только в 44 раза.
В отличие от носительства токсигенных культур носительство нетоксигенных штаммов коринебактерий не зависит от заболеваемости дифтерией, оно остается более или менее постоянным или даже возрастает. Уровень носительства в коллективах зависит также и от состояния носоглотки (Л. А. Фаворова, 1967).
«Руководство по воздушно-капельным инфекциям», И.К.Мусабаев