Источником инфекции является больной человек. Он опасен для окружающих с 1-го дня и до 4 — 6-й недели болезни. Заразительность больного особенно велика в катаральном и в начале судорожного периода, когда коклюшные бактерии из секрета дыхательных путей высеваются в 90 — 100% случаев («П. В. Громашевский, Г. М. Вайндрах, 1947), далее она снижается — на 2-й неделе судорожного периода возбудитель коклюша высевается в 60 — 70%, на 3-й — в 30 — 35%, на 4-й неделе и позже — менее чем в 10%. При применении антибиотикотерапии больные быстрее освобождаются от возбудителя инфекции — после 25-го дня болезни он высевается только у 6% (В. И. Иоффе, 1954; Н. Н. Склярова, 1957).
Выделение возбудителя бывает особенно интенсивным и длительным при тяжелой форме болезни. Но наибольшее эпидемиологическое значение имеют больные со стертыми и легкими формами болезни, которые зачастую не выявляются, а следовательно, и не изолируются. Этим и объясняется трудность определения источника инфекции в очагах болезни. Частота стертых форм колеблется от 10 до 50%.
Допускается существование и бессимптомных (субклинических) форм коклюша, когда в очаге инфекции у практически здоровых детей при обследовании выделяется палочка Борде — Жангу и наблюдаются серологические сдвиги в крови. Эпидемиологическая опасность таких больных невелика, ибо ввиду отсутствия у них кашля снижается возможность выделения возбудителя болезни во внешнюю среду. Механизм передачи инфекции воздушно-капельный.
Возбудитель выделяется во внешнюю среду во время кашля или чихания больного — в это время особенно опасен контакт с больным. Коклюшная палочка мало устойчива во внешней среде и не обладает большой летучестью, поэтому для заражения необходим тесный и длительный контакт (проживание детей в одной комнате), при котором заболеваемость может достигнуть 95 — 98% (С. Д. Носов, 1962).
«Руководство по воздушно-капельным инфекциям», И.К.Мусабаев