Шизофрения («Торможение в различных степенях распространенности и напряженности»)

Шизофрения в известных вариациях и фазах действительно представляет собой хронический гипноз, который И. П. Павлов понимает как «торможение в различных степенях распространенности и напряженности». С этим торможением связаны так называемые гипнотические фазы, т. е. состояния, промежуточные между бодрствованием и сном.

Эти фазы отличаются большим разнообразием, в зависимости «от большего или меньшего распространения торможения как по различным областям самих полушарий, так и по различным отделам головного мозга», с одной стороны, а с другой — «как степень интенсивности торможения в виде различной глубины торможения на одних и тех же местах».

При развитии фазовых состояний торможение может сосредоточиться на одних участках коры мозга и оставлять свободными все другие области. При полном торможении двигательной области наблюдается кататонический ступор, и, в зависимости от того, на какой уровень стволовой части мозга распространится торможение, ступору может сопутствовать каталепсия и пр.

В некоторых случаях кататонического ступора с мутизмом наблюдаются явления парадоксальной фазы, когда больные не реагируют на обращенные к ним обычным голосом вопросы, а начинают отвечать, когда вопросы задаются шепотом. Если гипнотическая фаза охватывает первую и вторую сигнальные системы, имеет место растормаживание подражательных рефлексов детского периода и обнаруживаются симптомы эхопраксии и эхолалии.

Явления стереотипии И. П. Павлов связывает с феноменом «патологической инертности» раздражительного процесса в сфере движений, галлюцинаций — в сфере восприятия, причем местные нарушения могут иметь место то в первой сигнальной системе — образные галлюцинации, то во второй сигнальной системе — «словесные» галлюцинации, то в обеих системах одновременно — сложные галлюцинации. Негативизм трактовался И. П. Павловым как ультрапарадоксальная фаза.

Симптомы кататонического возбуждения связаны с «буйством подкорки», расторможением подкорковой области в связи с глубоким торможением корковой области. Симптомы гебефренической дурашливости связаны с растормаживанием онтогенетически ранних функциональных уровней мозговой деятельности.

«Справочник практического врача», П.И. Егоров