Глухонемота (surdomutitas)

Это патофизиологическое явление, заключающееся в отсутствии слуха на оба уха, и как результат этого отсутствие или недоразвитие речи. Вследствие отсутствия слуха у детей не развивается самостоятельно речь. Различают две формы глухонемоты (как и глухоты): врожденную и приобретенную.

Отсутствие естественного формирования речи бывает при врожденной или приобретенной глухоте, возникшей в первые годы жизни. Если глухота наступила у ребенка в возрасте 5—6—7 лет, т. е. когда речь его уже в некоторой мере сформировалась, он постепенно утрачивает речевую способность, если с ним не проводятся специальные педагогические упражнения.

Лечение не дает результатов. Основное в этих условиях — обучение детей в детских домах, школах для глухонемых.

Обученные глухонемые понимают речь окружающих по губам и лицу говорящего и с помощью мимики и жестов. У них искусственно с помощью определенных приемов сурдопедагоги создают и активную речь.

Обученные взрослые глухонемые выбирают себе такие профессии, при которых не требуется наличия слуха. В СССР имеются глухонемые с высшим образованием — инженеры, архитекторы; подходящие профессии — чертежники, художники, счетоводы и др.

«Справочник практического врача», П.И. Егоров