Ожоговая болезнь дает большое число инвалидов

ограниченный келоидный рубец после поверхностного ожога шеиПо данным ожогового центра, сразу после выписки из стационара инвалидами было признано 6,9% по отношению ко всем лечившимся [Федорова Г. П. и др., 1972].

По группам инвалидности они распределялись следующим образом: I группа — 56,5%, II — 40,5%, III — 3%. Причинами инвалидности явились незаживающие раны и язвы, послеожоговые рубцовые деформации и контрактуры (68,6%), у 19% больных отмечались нарушения функции кисти, у 9% — ампутация конечностей.

Среди инвалидов 82% составляли лица наиболее трудоспособного возраста (от 20 до 49 лет). В отдаленные сроки (3—10 лет) инвалидами остались 69% первоначально имевших инвалидность, у большинства из них (в 71%) степень инвалидности уменьшилась, т. е. из I и II групп перешла в III. Вот почему ожоговые реконвалесценты нуждаются в диспансерном наблюдении и дальнейшем восстановительном лечении, направленном на возвращение их к труду.

Послеожоговые рубцовые деформации представляют собой поздние осложнения ожогов и встречаются довольно часто [Дольницкий О. В., 1971; Повстяной Н. Е., 1973; Вихриев Б. С, Бурмистров В. М., 1981]. При локализации рубцов в области суставов развиваются деформации, контрактуры и анкилозы, приводящие к различным нарушениям функции конечностей. Примерно 7 5% реконвалесцентов показано лечение рубцов консервативными методами, а 40% взрослых и около 35% детей, перенесших глубокие ожоги, нуждаются в восстановительном хирургическом лечении [Аграчева И. Г., 1956; Казанцева Н. Д., 1965; Мухин М. В., 1969; Коляденко А. П. и др., 1980; Юденич В. В., 1981].

Заживление ожоговой раны проходит определенные стадии, длительность и характер которых зависит от многих причин, главным образом от глубины ожога, его площади и степени обсемененности ожоговой раны микробами. Н. И. Краузе еще в 1942 г. выделил 2 варианта заживления ран.

При I варианте по мере созревания грануляций и стяжения раны вследствие формирования рубца одновременно происходит рассасывание его по периферии. Эпителизация наступает после сближения краев раны до 1—1,5 см. При таком заживлении остается узкий мягкий подвижный рубец, а раневой дефект закрывается смещением на него интактной окружающей кожи.

При II варианте созревание грануляций не сопровождается рассасыванием образующегося рубца. У ряда больных рубец становится патологическим, приобретая келоидный или гипертрофический характер.

По наблюдениям В. С. Дмитриевой (1955), частота образования келоидов после ожогов составляет 12—21%. Л. Г. Селезнева (1975) наблюдала их у половины обожженных, лечившихся в стационаре, Л. А. Болховитинова и М. Н. Павлова (1977) — только у 6—8%. Многие авторы ставят в зависимость образование келоидов от площади ожога, его глубины и длительности лечения [Дмитриева В. С., 1955; Селезнева Л. Г. и др., 1963]. Известно, что келоиды чаще возникают на месте не очень распространенных поверхностных ожогов II—IIIA степени (рис. 1).

«Реабилитация обожженных», В.В.Юденич