Остеотомии или резекции костей нам ни разу не пришлось производить. Аналогичную операцию производят в области V пальца. Однако при очень тяжелой деформации целесообразнее его удалить. Затем восстанавливают нормальную ширину кисти. Образовавшиеся раны закрывают толстым расщепленным лоскутом колеи.
Только в одном случае дефект закрывался стеблем Филатова: после освобождения I пальца из рубцов и установки его в правильном положении он оказался полностью скелетированным. Остающиеся деформации II—IV пальцев устраняли вторым этапом.
Кисти-культи наблюдались нами в основном только у детей. Поэтому при оперативном лечении их мы стремились к тщательному сохранению всех оставшихся культей пальцев. Операция сводится к разъединению остатков пальцев, отведению и противопоставлению I пальца.
Дефект закрывается свободным кожным трансплантатом. Большое внимание мы обращаем на формирование межпальцевых промежутков—их углубляем больше, чем это бывает в норме. Положение сгибания культей пальцев в пястно-фаланговых суставах фиксируется интроартикулярно специальными тонкими спицами, которые удаляют через 3 нед после операции. В последующем накладывают гипсовую повязку на 1—1 1/2 мес.
Негладкое приживление трансплантата на кисти (воспалительные или дистрофические, некробиотические изменения его) сказывается в последующем в значительном удлинении сроков лечения. Трансплантат подвергается в той или иной степени рубцовой перестройке, кожа становится менее эластичной, что в свою очередь ограничивает движения в ближайших суставах. В местах гибели кожи возможен рецидив келоида.
После настойчивого консервативного лечения трансплантат приобретает характер полноценной кожи и окончательный результат бывает вполне удовлетворительным. Тем не менее в ряде случаев приходится проводить дополнительные корригирующие операции.
«Лечение келоидов», Л.А.Болховитинова