Лимфогранулематоз (Наблюдение больной 3., 31 года — Природа заболевения)

Можно было, конечно, попытаться установить природу заболевания, основываясь на динамическом наблюдении или на пробном лечении. О вреде такой тактики мы уже писали. Хотим лишь еще раз подчеркнуть ее пагубность, в частности, для больных лимфогранулематозом.

Промедлив несколько месяцев, мы, вероятно, могли бы выявить у данной больной, да и у других больных со столь же неясными аденопатиями ухудшение состояния, появление кожного зуда, увеличение периферических лимфатических узлов или селезенки, а также других признаков лимфогранулематоза.

Однако потерянное время, способствуя уточнению диагноза, в еще большей степени снизило бы эффективность терапии, уменьшая надежду на длительную ремиссию.

В этом отношении весьма показательны материалы, которыми располагает Р. Л. Боннер: если лучевая терапия проводилась в начальном периоде заболевания, непосредственная эффективность составляла 91,5%, при выраженных изменениях — 86,8 %, а у больных с далеко зашедшими формами лимфогранулематоза—только 69,9%.

Аналогичная закономерность отмечена автором и в отдаленные сроки после лечения. Поэтому мы отказались от тактики выжидания и прибегли к диагностической медиастиноскопии, при которой установлено, что клетчатка переднего средостения склерозирована, в правой паратрахеальной области определяется крупное, очень плотное опухолевидное образование белесоватого цвета. Произведена биопсия. При гистологическом исследовании установлен лимфогранулематоз.

«Медиастиноскопия», Г.И.Лукомский