В нормальных контрольных препаратах и вены и артерии выглядели одинаково. Эндотелиальные клетки ориентировались вдоль оси сосуда и содержали пучки микроворсинок (особенно артериальная ткань), обычно окружающие центрально расположенные, слегка вытянутые ядра. Межклеточные мостики эндотелиальных клеток характеризовались слегка приподнятыми краями с небольшими выступами.
При большем увеличении были заметны полоски цитоплазмы, протягивающиеся от одной клетки к другой, появление которых, вероятно, обусловлено травмой в момент прикалывания препарата. Наличие небольшой поперечной складчатости ткани, без всякого сомнения, было вызвано агональным сокращением эластической мембраны, выстилающей просвет.
Анастомозированные сосуды исследовались тем же способом. В артериях и венах через 6 и 24 ч после сшивания ткани по линии шва были покрыты сетью фибрина, которая включала в себя множество полиморфноядерных лейкоцитов. В двух препаратах нити были обнажены в вязи с сильным затягиванием швов и отсутствовало необходимое сопоставление краев сосуда.
Через 7 дней после операции начиналась регенерация эндотелия. Сшитые участки были покрыты или фибринозной сетью, или вновь образованными эндотелиальными клетками. При малом увеличении заживление было более выраженным в артериях, чем в венах, а при большем увеличении в артерии отмечался «ковер» из эндотелиальных клеток с четко очерченными межклеточными мостиками, достигающими почти линии шва.
Нити швов были покрыты аморфным фибринозным материалом, «расслоенная» средняя оболочка примыкала к линии швов. Нигде, кроме артерий, не было отмечено такого выраженного восстановления за указанный срок. Это может быть продемонстрировано посредством сравнения препаратов вен при малом увеличении через 7 и 14 дней и артерий в те же сроки.
Регенерация эндотелия по линии швов происходила в артериях через 14 дней, и хотя в этот срок вены при малом увеличении тоже казались гладкими, как это бывает при законченной эндотелизации, при большем увеличении отчетливых контуров эндотелиальных клеток не обнаруживалось.
В этих венах линия швов была частично покрыта остатками фибринозной сети, перемешанной с множеством полиморфноядерных лейкоцитов и тромбоцитов. К 28-му дню просвет анастомозированных артерий и вен выглядел гладким и целостным, но с еще не законченной эндотелизацией.
В одном препарате артерии имелась небольшая продольная щель, почти полностью заполненная фибрином, но в связи с небольшим размером не нарушающая кровотока. Все нити швов были покрыты регенерированными эндотелиальными клетками, а в двух венах, в которых нити швов слегка выступали в просвет, отмечалось небольшое отложение фибринозного детрита, покрытого вновь образованными эндотелиальными клетками.
«Микрососудистая восстановительная хирургия», Б.Брайен