Несостоятельность швов желудочнокишечного и желудочнодуоденального анастомозов (Релапаротомия)

Релапаротомию при несостоятельности швов соустья всегда заканчивают дренированием брюшной полости. Если в результате недостаточности швов формируется осумкованный гнойник, показано его вскрытие. При этом обычно образуется свищ, который или закрывается самостоятельно при настойчивом консервативном лечении, или приводит к прогрессирующему истощению больного и гибели его. При консервативном лечении желудочного свища больному назначают парентеральное питание, переливание крови, белковых препаратов и т. д., проводят постоянную аспирацию желудочного содержимого через назогастральный зонд.

Прогноз при недостаточности швов желудочнодуоденального и желудочнокишечного анастомозов чаще неблагоприятный, за исключением случев, когда релапаротомия производится в первые же часы после катастрофы. Больные погибают от прогрессирующего перитонита нередко в результате повторного прорезывания швов.

Профилактика этого осложнения обеспечивается тщательной предоперационной подготовкой больного и совершенствованием техники оперативного вмешательства.

Несостоятельность швов пищеводнокишечного и пищеводножелудочного соустий

Недостаточность швов пищеводнокишечного и пищеводножелудочного анастомозов — тяжелое и все еще довольно часто встречающееся осложнение гастрэктомии и резекции кардиального отдела желудка. При чрезбрюшинном доступе несостоятельность швов, как правило, заканчивается развитием перитонита, а при трансторакальном доступе — гнойного плеврита и медиастинита. Из 110 больных, которым по поводу рака желудка была произведена гастрэктомия или проксимальная резекция желудка (материал клиники за 5 лет), от расхождения швов анастомоза погибли 12 (10,9%). По данным большинства хирургов, почти у половины больных, погибающих после операции по поводу проксимального рака желудка, причиной смерти является несостоятельность швов анастомоза.

Недостаточность швов возникала одинаково часто и после гастрэктомии (у 7 из 63 больных), и после резекций проксимального отдела желудка (у 5 из 47), хотя, по материалам многих хирургов, чаще наблюдается расхождение швов пищеводножелудочного анастомоза. Б. Е. Петерсон объясняет этот факт большей травматизацией желудка во время резекции и раковым его поражением. Доступ существенно не влияет на частоту недостаточности швов (Ю. Е. Березов), хотя некоторые авторы считают, что при трансплевральном подходе частота таких осложнений уменьшилась (К. И. Цацаниди и А. В. Богданов). При комбинированных операциях несостоятельность швов возникает чаще, чем при простых резекциях кардии и гастрэктомиях.

На частоту развития осложнений существенное влияние оказывают общие и местные факторы: нарушения объема циркулирующей крови и его компонентов, водносолевого и белкового обмена, витаминная недостаточность. Естественно, что в профилактике несостоятельности швов адекватная предоперационная коррекция этих нарушений имеет важнейшее значение. Из местных причин возниковения осложнений большую роль отводят излишней мобилизации пищевода, культи желудка, натяжению сшиваемых органов. Теперь уже нет сомнений, что многочисленные сложные методы формирования анастомозов, частые швы способствуют нарушению кровоснабжения пищевода и развитию осложнений. Несостоятельность швов иногда проявляется уже в первые 3—5 дней после операции, и в этих случаях осложнение протекает особенно остро.

«Резекция желудка и гастрэктомия», В.С.Маят