Второй месяц

Снижается влияние флексорного тонуса на положение туловища и конечностей, повышается тонус в разгибателях, нарастает объем активных движений. Чаще отводит руки в стороны, поднимает их выше горизонтального уровня, открывает кулачок. Поворачивает голову в сторону.

Уменьшается влияние экстензорного тонуса на положение головы. На животе удерживает голову по средней линии более продолжительное время. Начинает удерживать голову в вертикальном положении, но еще непостоянно (голова болтающаяся).

Фиксирует взор на неподвижном предмете, движения глазных яблок становятся плавными, координированными. Реакции фиксации взора, прослеживания и конвергенции начинают возникать при разнообразных положениях. Так, зрительная фиксация предмета наблюдается не только в положении на спине, но и на животе, в вертикальном положении.

В вертикальном положении ребенок вначале фиксирует предметы, находящиеся на далеком расстоянии, и лишь постепенно формируется умение фиксировать близкие предметы.

Движения головы начинают включаться в систему оптико-приспособительных реакций. Конвергенция еще несовершенна, что затрудняет возникновение зрительных реакций на разнообразно расположенные предметы. Улыбается в ответ на ласковое обращение с ним, гулит, преобладают положительные эмоциональные реакции.

Врожденные рефлекторные реакции еще хорошо выражены, за исключением реакции опоры и автоматической походки новорожденных. Последние постепенно угасают и развивается физиологическая астазия-абазия. Начинают развиваться выпрямляющие рефлексы туловища.

Вырабатываются рефлексы положения. Таким образом, на 2-м месяце жизни начинают закрепляться цепные симметричные и асимметричные рефлексы, которые развиваясь и совершенствуясь, будут способствовать вертикальной установке тела.

«Детская неврология», О.Бадалян

← Назад
Вперед →