Об увеличении отделения молока

Знай, что молока бывает много, когда много хорошей крови, а если молока мало, то причиной этого является какая‑либо причина малокровия или исчезновения хорошего качества крови. Причина малокровия зависит либо от материи, либо от натуры. Если причиной является материя, то, значит, питательного вещества недостаточно или оно противодействует образованию крови вследствие своей чрезмерной сухости или холодности, или же материя отвлеклась в другую сторону вследствие кровотечения, опухоли или иных причин.

А малокровие, зависящее от натуры, бывает тогда, когда натура тела или груди высушивает или разжижает влагу так, что из нее не образуется кровь вследствие ее чрезмерной водянистости или отдаленности от уравновешенного состояния, подходящего для образования крови, или же по другим причинам.

Что же касается причины, уничтожающей хорошее качество крови и портящей порождаемое ею вещество, которое становится негодным для образования вещества молока, поскольку молоко рождается только из хорошей крови, то такой причиной является преобладание одного из трех соков – желтой желчи, слизи или черной желчи.

Желтая желчь обнаруживается по желтому цвету молока, жидкости его состава и остроте вкуса, слизь – по большой белизне, водянистости и некоторой кислоте его запаха и вкуса, а черная желчь – по большой густоте, малому количеству и значительной крепости. Вполне возможно, что кровь вследствие своего обилия не подчиняется действию естества и не подвергается его влиянию, так что естество не может преобразовать кровь, ибо кровь его подавляет.

Это одно из тех обстоятельств, признаки коих не скрыты от наблюдающего. Иногда бывает, что молоко и семя из‑за своей сухости выделяются как бы в виде нитей, и это делает кровь, даже если ее много, недостохвальной по веществу и непригодной для обильного образования молока; молоко, которое из нее рождается, тоже не достохвально. Теперь, когда ты узнал причины недостатка молока, обратись к их устранению и узнай следующее.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)