Клиническая диагностика как познавательный процесс (Анализ)

Анализ — мысленное расчленение изучаемого предмета на составные части или выделение его признаков для изучения их в отдельности как частей единого целого [Попов А. С, Кондратьев В. Г., 1972].

Все предметы, все процессы объективной действительности являются бесконечно сложными и имеют бесчисленное множество свойств, признаков, отношений, связей. Восприятие предмета в целом может быть весьма полезным, иногда очень ценным, но чаще всего оставляет о нем только поверхностное представление.

Диагностика немыслима без анализа. В современных условиях клиницист получает десятки и сотни сведений о больном и его состоянии: данные анамнеза, клинических лабораторных и инструментальных исследований. Все они требуют тщательной оценки и осмысления. Целью анализа являются установление симптомов, выделение существенных и несущественных, устойчивых и преходящих, установление патогенеза каждого из них и определение их диагностической значимости.

Но анализ — только начало исследования, его первый этап, хотя уже на этом этапе органично включаются и некоторые элементы более сложного процесса — синтеза.

Синтез — мысленное воссоединение составных частей или свойств изучаемого предмета и изучение предмета как единого целого [Попов А. С, Кондратьев В Г 1972]. Целью синтеза является интеграция всех симптомов со стороны различных органов и систем в единую патогенетически связанную систему, которая и будет представлять собой клиническую картину заболевания.

Синтез во всех сферах человеческой деятельности никогда не означает простого сложения всех сведений в их совокупность, элементарную сумму. При создании врачом целостной картины болезни самые неблагоприятные последствия для больного может иметь механическое складывание симптомов и в силу этого почти неизбежное искажение истины и ошибка в диагнозе.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова

← Назад
Вперед →