Философские аспекты диагностической работы врача-инфекциониста

Клиническая диагностика как познавательный процесс

Диагностика базируется на сопоставлении собранных о больном анамнестических, клинических, лабораторных и инструментальных данных и существующих сведений о той или иной болезни.

Чем точнее собрана необходимая информация, чем тщательнее проведено требуемое сопоставление, чем больше знания и опыт врача, тем выше вероятность установления правильного диагноза.

Диагностику составляют 3 основных взаимосвязанных аспекта распознавания болезней: логический — мышление врача в процессе диагноза; технический — применение различных методов обследования больного; семиотический — оценка диагностического значения отдельных признаков болезни и их сочетаний.

Первой задачей познавательной деятельности врача является обследование больного для получения данных о заболевании, состоянии, особенностях организма и личности больного. Речь идет не о научных фактах, имеющих статистическую природу, а о единичных клинических фактах, отражающих заболевание, состояние больного и специфику его организма [Попов С. А., Кондратьев В. Г., 1972].

Медицина на основе достижений современной науки и лечебной практики выработала специфический научный аппарат клинического мышления, опираясь на диалектико-материалистическую природу патологического процесса. К системе основных форм мышления относятся: понятия, суждения и умозаключения. Понятием называются мысленные слепки, отражения предметов, возникающие на основе либо ощущений, либо мыслимых образов с отвлечением от одних свойств, черт, сторон предметов и с обобщением других.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова