Клиническая диагностика как познавательный процесс
Диагностика базируется на сопоставлении собранных о больном анамнестических, клинических, лабораторных и инструментальных данных и существующих сведений о той или иной болезни.
Чем точнее собрана необходимая информация, чем тщательнее проведено требуемое сопоставление, чем больше знания и опыт врача, тем выше вероятность установления правильного диагноза.
Диагностику составляют 3 основных взаимосвязанных аспекта распознавания болезней: логический — мышление врача в процессе диагноза; технический — применение различных методов обследования больного; семиотический — оценка диагностического значения отдельных признаков болезни и их сочетаний.
Первой задачей познавательной деятельности врача является обследование больного для получения данных о заболевании, состоянии, особенностях организма и личности больного. Речь идет не о научных фактах, имеющих статистическую природу, а о единичных клинических фактах, отражающих заболевание, состояние больного и специфику его организма [Попов С. А., Кондратьев В. Г., 1972].
Медицина на основе достижений современной науки и лечебной практики выработала специфический научный аппарат клинического мышления, опираясь на диалектико-материалистическую природу патологического процесса. К системе основных форм мышления относятся: понятия, суждения и умозаключения. Понятием называются мысленные слепки, отражения предметов, возникающие на основе либо ощущений, либо мыслимых образов с отвлечением от одних свойств, черт, сторон предметов и с обобщением других.
«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова
- Гносеологический анализ ошибок в клинической диагностике (Установление раннего и точного диагноза)
- Роль С. П. Боткина в изучении инфекционной патологии (Особенности клинического течения и морфологических нарушений)
- Невнимательное, поверхностное, поспешное, неполное обследование больного
- Роль С. П. Боткина в изучении инфекционной патологии (Вопросы терапии)
- Гносеологический анализ ошибок в клинической диагностике (Строгое соблюдение в любом случае требования методичности)
- Роль С. П. Боткина в изучении инфекционной патологии (Перспективы и возможность применения полимерных лекарственных комплексов)
- Клиническая диагностика как познавательный процесс (Cистема клинических понятий)
- Недостаточный уровень теоретической подготовки некоторых врачей
- Роль С. П. Боткина в изучении инфекционной патологии (Санаторно — курортные условия)
- Клиническая диагностика как познавательный процесс («Синдром»)
- Гносеологический анализ ошибок в клинической диагностике (Поспешное обобщение)
- Клиническая диагностика как познавательный процесс (Сущностью клинического метода)
- Гносеологический анализ ошибок в клинической диагностике (Ошибочное применение аналогии)
- Клиническая диагностика как познавательный процесс (Диагноз по данным анамнеза)
- Гносеологический анализ ошибок в клинической диагностике (Сущность заболевания)
- Клиническая диагностика как познавательный процесс (Анализ)
- Роль С. П. Боткина в изучении инфекционной патологии
- Клиническая диагностика как познавательный процесс (Синтез в мысли)
- Роль С. П. Боткина в изучении инфекционной патологии (Необходимость уточнять диагноз в процессе наблюдения за развитием болезни)
- Клиническая диагностика как познавательный процесс (Дифференциальная диагностика)
- Роль С. П. Боткина в изучении инфекционной патологии (Этиологическую роль микроорганизмов в инфекционных заболеваниях)
- Диагностический процесс
- Роль С. П. Боткина в изучении инфекционной патологии (Волнообразное течение брюшного тифа)
- Диагностический процесс (Объективное состояние больного)
- Роль С. П. Боткина в изучении инфекционной патологии (Свойства организма)
- Гносеологический анализ ошибок в клинической диагностике
- Роль С. П. Боткина в изучении инфекционной патологии (Научные идеи)
- Гносеологический анализ ошибок в клинической диагностике (Классификация врачебных ошибок)
- Роль С. П. Боткина в изучении инфекционной патологии (Положение об инфекционной природе катаральной желтухи)
- Гносеологический анализ ошибок в клинической диагностике (Проблема качества диагностики)
- Роль С. П. Боткина в изучении инфекционной патологии (Научный прогресс)
- Гносеологический анализ ошибок в клинической диагностике (Проблема истинности или ошибочности нашего знания)
- Роль С. П. Боткина в изучении инфекционной патологии (Изучение иммунологического статуса)