II нерв – n. opticus, зрительный нерв (острота зрения)

У маленьких детей исследуется не острота зрения, а реакция на свет, на предметы. С этой целью проверяются прямая и содружественная зрачковые реакции, прослеживание взглядом за движением предмета, узнавание знакомых лиц.

Проверяется также реакция на быстрое приближение предмета к глазам: смыкание век, а иногда и общая двигательная реакция. У слабо видящих детей в ряде случаев наблюдаются спонтанные беспорядочные мелкие движения глазных яблок.

Цветоощущение исследуют с помощью специальных таблиц, а также цветовых картинок, фигур. Проверяют способность различать цвета и их оттенки. Нарушение цветоощущения чаще бывает врожденным.

Встречается полная цветовая слепота, которая называется ахроматопсией, но чаще наблюдаются дисхроматопсии, т. е. нарушенное восприятие отдельных цветов.

Среди дисхроматопсии наиболее распространен дальтонизм – неспособность различать зеленый и красный цвет. Этот вид цветовой слепоты генетически обусловлен и встречается значительно чаще у лиц мужского пола.

Приобретенные расстройства цветоощущения встречаются значительно реже. Своеобразным видом таких расстройств является видение всего окружающего в одном цвете. Например, видение окружающего в желтом цвете (ксантопсия) наблюдается при отравлении акрихином, сантонином.

«Детская неврология», О.Бадалян