Отмечается также роль «барьерной» функции эндотелия мозговых капилляров. Концентрация поступающих в мозг веществ несомненно зависит также от изменений циркуляции и общего количества спинномозговой жидкости. Нарушение гематоэнцефалического барьера приводит, к повышенной ранимости мозга при инфекционных и других заболеваниях организма.
Исследование спинномозговой жидкости применяется в неврологической клинике с диагностической целью. Ликвор извлекают с помощью люмбальной, субокципитальной и вентрикулярной пункций. Пункции производят в операционной или процедурном кабинете.
Люмбальная пункция производится при лежачем или сидячем положении больного. Детям, которых необходимо фиксировать во время прокола, люмбальную пункцию производят в положении лежа. Больного укладывают на бок, ноги сгибают в коленных суставах, бедра максимально приводят к животу, голову сгибают кпереди.
Пункцию проводят иглой с мандреном (быстрое излияние жидкости через полую иглу может привести к резкому падению давления ликвора). Выбор длины иглы зависит от возраста ребенка, толщины подкожного жирового слоя. Иглу вводят в промежуток между остистыми отростками II – III или III – IV поясничных позвонков.
Ориентиром для введения служит точка пересечения линии, соединяющей гребни подвздошных костей и позвоночника. Определяя место пункции, следует помнить, что у детей раннего возраста спинной мозг оканчивается на уровне III поясничного позвонка.
Иглу вводят строго в сагиттальной плоскости. Наклон иглы вбок приводит к попаданию ее в отросток позвонка. У новорожденных и детей младшего возраста угол введения иглы должен быть прямым.
У старших детей и взрослых остистые отростки опущены вниз, поэтому иглу вводят под острым углом. Введение производят медленно, нерезко. В момент прокола твердой мозговой оболочки ощущается «провал» иглы в субарахноидальное пространство.
«Детская неврология», О.Бадалян