Пубертатный период (переоценка ценностей)

«Переоценка ценностей» в интеллектуальной сфере заметно сказывается на поведении детей в пубертатном периоде. Романтически наивное отношение к действительности все больше сопровождается строгой критикой и самооценкой, повышается интерес не только к своему внутреннему миру, но и к внешности, проблема самовоспитания становится одной из главных, проявляется способность ставить перед собой отдаленные цели и добиваться их осуществления.

Личность подростка жаждет индивидуальной неповторимости, но в то же время способы выражения этой индивидуальности нередко заключаются в негативизме, нигилизме, неадекватных выходках. Стремление стать взрослым и самостоятельным может породить ниспровержение всех авторитетов, демонстративное нарушение общепринятых норм поведения, подражание «взрослым» привычкам (курение, употребление алкоголя и др.).

Подростки, как правило, с трудом переносят, когда им читают наставления, поучают их. В ответ на это они могут совершить какую-нибудь дерзкую выходку, нагрубить. Одно и то же задание, высказанное в виде дружеской просьбы или сухого приказа, вызывает совершенно разные реакции.

У некоторых подростков, особенно склонных к уединению, впечатлительных, возникают усиленные раздумья о таких понятиях, как счастье, любовь, жизнь, смерть. Обычно в этом возрасте впервые осознается неизбежность смерти каждого человека, что может привести к так называемому юношескому пессимизму и даже суицидальным попыткам.

Попытки самоубийства могут возникать так же, как реакция на различные эмоциональные переживания (конфликт с родителями, «несчастная любовь» и т. д.). У отдельных подростков, особенно растущих в неблагоприятной домашней обстановке, появляются иногда наклонности к бродяжничеству, наблюдаются случаи ухода из дома.

«Детская неврология», О.Бадалян