Стремление объединить все эти критерии превращает многие классификации в простое перечисление отдельных форм. С другой стороны, не всегда возможно выявить важнейший этиологический фактор, определяющий развитие болезни. Возбудители многих энцефалитов остаются еще не известными.
Диагностика этих форм основывается на особенностях клинической картины, более или менее характерной. В случаях же с известным возбудителем нередко обнаруживается столь значительный клинический полиморфизм, что диагноз можно установить только после подробного эпидемиологического и вирусологического исследования.
Этим обусловлена трудность создания стройной, единой и однородной классификации. Кроме приведенного подразделения энцефалитов, большое значение для клиники имеет их разграничение на формы с преимущественным поражением миелиновых волокон (лейкоэнцефалиты), ядерных структур (полиэнцефалиты) и формы, сопровождающиеся тотальным поражением и нервных клеток, и нервных волокон (панэнцефалиты).
К первичным полиоэнцефаломиелитам с установленной вирусной этиологией относят острый полиомиелит, летаргический энцефалит, лошадиный энцефаломиелит, к первичным вирусным панэнцефалитам – клещевой, комариный, австралийский, американский Сан-Луи, африканский, шотландский («овечий»), хориоэнцефалит, энцефаломиокардит.
К этой же группе следует отнести и первичные менингоэнцефалиты, вызванные вирусами Коксаки и ECHO. В ряде случаев энтеровирусы обусловливают, возникновение полиомиелитоподобных заболеваний с преимущественным поражением серого вещества мозга.
«Детская неврология», О.Бадалян