Лечение детей с гипоталамическими нарушениями

Лечение детей с гипоталамическими нарушениями, должно быть комплексным и дифференцированным в зависимости от этиологии и длительности заболевания. В зависимости от характера этиологических факторов, вызывающих вегетативные нарушения, применяются антибиотики, сульфаниламиды, гексаметилентетрамин. В случаях хронической инфекции (ревматизм) назначают периодические курсы специфического лечения (бициллин, салицилаты).

Наряду с противовоспалительной периодически рекомендуется проводить курсы рассасывающей терапии (бийохинол, ФИБС, алоэ, стекловидное тело, лидаза). Применяются витамины группы В, аскорбиновая кислота, стимулирующие и антихолин-эстеразные средства (аминокислоты, прозерин, дибазол, галантамин, нивалин).

При астено-невротических явлениях рекомендуется седативная терапия – корень валерианы, валоседан, пассит, триоксазин, андаксин, седуксен, мепробамат, элениум, а также антидепрессанты – амитриптилин, триптизол, ипразид, имизин, нуредал, френолон.

При наличии у больных детей вегетативно-сосудистых пароксизмов назначают:

  • адренолитические препараты – резерпин, аминазин;
  • ганглиоблокаторы – пахикарпин, гексоний, пентамин, ганглерон;
  • холиномиметические средства – прозерин, оксазил;
  • холинолитические препараты – циклодол, амизил, артан, беллоид, белласпон.

При наличии аллергических проявлений рекомендуются димедрол, дипразин, супрастин, витамин В6, препараты кальция, аскорбиновая кислота. В тяжелых случаях по строгим показаниям может применяться рентгенотерапия на диэнцефальную область.

Физиотерапия должна назначаться дифференцированно в зависимости от уровня поражения (центральные или периферические отделы вегетативной нервной системы). Показаны назальная гальванизация, грязевые аппликации, ультрафиолетовое облучение и диатермия пораженных узлов, ванны – хвойные и родоновые, гидротерапия в бассейне, массаж воротниковой зоны, гимнастика, лечебная физкультура.

Большое внимание при лечении детей с нарушением вегетативной нервной системы обращается на создание благоприятной и доброжелательной обстановки в семье и школе. Важное значение имеет лечение детей в санаториях, лесных школах, проведение мероприятий по закаливанию и укреплению.

«Детская неврология», О.Бадалян