Детские церебральные параличи (клиника)

Ведущими в клинической картине детских церебральных параличей являются нарушения двигательных функций, расстройства координации, неспособность сохранять нормальную позу и производить целенаправленные движения.

Двигательные расстройства охватывают различные стороны моторики – пирамидную иннервацию, экстрапирамидную регуляцию позотонических автоматизмов, корковые механизмы формирования целенаправленных двигательных актов. Двигательные нарушения часто сочетаются с различными сенсорными расстройствами, задержкой психического и речевого развития, эпилептиформными припадками.

Формирование патологической постуральной активности происходит, постепенно, по мере усложнения моторной деятельности ребенка. В связи с этим, в первые 3 мес. жизни, когда доминирование многих позотонических автоматизмов является физиологичным, диагностика детского церебрального паралича представляет значительные трудности.

Лишь на 5 – 6-м месяце, а иногда и позднее становится очевидной патологическая роль постуральных рефлексов, которые препятствуют овладению возрастными двигательными навыками, поскольку обусловливают формирование «рефлекс-запрещающих позиций» (например, в положении на животе ребенок не может поднимать голову вследствие высокого тонуса флексоров).

При динамическом наблюдении ребенка в течение первого года жизни может создаться впечатление о прогредиентном течении детского церебрального паралича.

Однако эта видимость прогредиентности связана не с деструктивными процессами в нервной системе, а с качественным извращением развития, вследствие чего с возрастом моторная недостаточность становится более отчетливой.

«Детская неврология», О.Бадалян