Речь и ее нарушения (сенсорный и моторный центр)

Следует помнить, что нарушения речи могут быть следствием общей апраксии (апраксия туловища, конечностей и др.) или оральной апраксии, при которой больной теряет навык открывать рот, надувать щеки, высовывать язык. Эти случаи не относятся к афазиям, собственно, речевая апраксия здесь возникает вторично, как проявление общих праксических расстройств.

Сенсорная афазия (афазия Вернике), или словесная «глухота», возникает при поражении левой височной области (средние и задние отделы верхней височной извилины). Характеризуется нарушением понимания речи при отсутствии глухоты.

Сенсорный центр речи хранит звуковые образы слов, является гностическим центром речи, поэтому его поражение приводит к речевой агнозии, когда больной имеет нормальную остроту слуха, однако не узнает, звуков речи, не понимает смысла слов. Слуховой центр при этом остается неповрежденным.

Между сенсорным и моторным центрами речи существует тесная связь, поэтому при поражении центра Вернике искажается моторная речь. Больной употребляет ненужные слова, ошибается при употреблении слогов и букв, говорит излишне много.

Наблюдается речевое недержание (логоррея) с большим количеством парафазии (искажение, неточное употребление слов) и персеверациями, когда больной на различные по смыслу вопросы отвечает одним и тем же словом. Тот же характер носит нарушение понимания письменной речи (алексия).

При сенсорной афазии больной не в состоянии читать. В отдельных случаях он может правильно читать вслух, но не понимает прочитанного, не сознает допущенным им ошибок.

В редких случаях встречается особая форма сенсорной афазии, «субкортикальная» или «чистая» словесная глухота, когда нарушено только понимание устной речи при сохранности понимания письменной речи и чтения. Встречаются также случаи, когда нарушено понимание устной речи, но сохраняется повторение услышанного.

Субкортикальная сенсорная афазия появляется при ограниченных очагах и связана с поражением ассоциативных связей сенсорного центра речи и слухового анализатора, который остается неповрежденным.

«Детская неврология», О.Бадалян