Память и ее нарушения

Память является одним из важнейших компонентов высшей нервной деятельности, психической деятельности. При расстройствах памяти нарушается гнозис, праксис, мышление, речь. Без памяти невозможно обучение.

Механизмы памяти еще не раскрыты полностью. Высказываются предположения об образовании кольцевых нейронноглиальных структур, в которых могут длительно циркулировать импульсы, обеспечивая тем самым хранение информации. В последнее время получены данные о важной роли рибонуклеиновой кислоты (РНК) в осуществлении функции запоминания.

Уже указывалось, что в системе каждого анализатора принимают участие механизмы памяти, поэтому можно говорить о памяти зрительной, слуховой, тактильной и т. д.

Работами Пенфилда и других исследователей показано, что раздражение затылочно-теменно-височной области во время нейрохирургических вмешательств вызывает ощущения, характеризующиеся вспоминанием каких-либо событий, лиц, предметов, звуков.

В то же время память как психический процесс связана с работой целостного мозга, поэтому говорить о центрах памяти можно лишь условно.

«Детская неврология», О.Бадалян