Расстройства памяти весьма многообразны и не обязательно связаны с органическим поражением головного мозга – они могут наблюдаться при переутомлении, невротических состояниях, общей астенизации в результате перенесенных инфекций и т. д.
Полная потеря памяти называется амнезией.
При черепно-мозговых травмах может наблюдаться ретроградная амнезия – потеря памяти на события, связанные с данной травмой. Например, больной, попавший под машину, не помнит, как это произошло, хотя может хорошо рассказать о событиях, предшествующих несчастному случаю и следующих за ним.
Значительно чаще встречается снижение памяти – гипомнезия.
Особенно заметно это проявляется в школьном возрасте: родители ребенка, да и сами дети, нередко жалуются на плохую память и связанную с ней низкую успеваемость. Все подобные случаи требуют детального анализа, так как плохая успеваемость может быть следствием и других причин (например, чрезмерная отвлекаемость, утомляемость, отставание в психическом развитии и т. д.).
Особого внимания заслуживают случаи, когда память начинает прогрессивно ухудшаться. Конечно, и здесь следует учитывать возрастающую сложность школьной программы, увеличение объема учебного материала.
У некоторых людей встречается своеобразная неравномерность в процессах запоминания. Значительно лучше усваиваются, например, зрительные впечатления и плохо – слуховые или наоборот.
В отдельных случаях наблюдается гипермнезия – необычайно высокая память. Гипермнезия чаще относится к механической памяти, причем ее иногда можно обнаружить у больных, страдающих гидроцефалией, слабоумием. Это говорит о том, что механическая память и интеллект не связаны однозначно.
«Детская неврология», О.Бадалян