Болезнь, как нечто условное

Болезнь рассматривается как нечто условное, недоказуемое, подлежащее не изучению, а «озарению», «соучастию в бытии», «вчувствованию в подсознательное». Американский неопозитивист Лестер Кинг (L. King) в работе «What is disease» («Что такое болезнь»), опубликованной в «Philosophy of Sciense» (Baltimore USA, 1954), выступает против общих понятий болезни, ее нозологических форм и их объективности.

Отрицая как надуманные абстракции и «метафизику» общие закономерности болезни, позитивисты тем самым отрицают и нозологию, изучающую эти общие закономерности. Болезни, утверждают они, это «положения», или «отношения», которые не являются материальными, объективными. А поэтому можно говорить только о субъективных, индивидуальных случаях. Болезнь для исследователя существует только в эксперименте.

Болезнь — феномен, явление, сущность которого непознаваема. На такой же позиции стоят американский психоаналитик, психосоматик и психиатр Адольф Майер, семантик Оливер Райзер и другие. Их концепции питают прагматизм и кондиционализм. Канадский эндокринолог Ганс Селье в книге «Стресс жизни», в специальной главе о философии стресса, абсолютизируя общее в ущерб специфическому, игнорирует взаимосвязь нервных и гуморальных факторов регуляции в организме и необходимость конкретного изучения конкретных причин болезней.

Эта концепция отражена и в его статье, опубликованной в 3-м выпуске сборника «Наука и человечество» (1964). Селье настолько абсолютизирует понятие «стресс» (напряжение) и так называемый синдром всеобщей адаптации (приспособления), что использует их даже для призыва к «классовой гармонии». Его последователи называют состояниями, вызванными «стрессом», даже такие социальные явления, как нарушение семейных отношений, тревогу, страх, неуверенность в будущем, экономическую депрессию и даже войну. Главная борьба в зарубежной медицине развернулась вокруг принципа детерминизма болезней и нозологического принципа.

Индетерминизм и антинозологизм — вот что, прежде всего, характерно для концепций наших идейных противников. Все это говорит о том, что сама жизнь, само развитие медицины настоятельно требует разработки методологических принципов с диалектико-материалистических позиций.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов