Философские принципы общей теории патологии

Связь методов патологии с методами других наук. В недалеком прошлом патологию как науку называли философией, или методологии медицины.

Основатель патологической физиологии В. В. Пашутин отмечал, что «общая патология относится к наблюдаемым ею болезненным процессам с целями чисто философскими». Н. Г. Ушинский называл общую патологию «теорией и философией медицины». А. А. Богомолец считал патологию методологией медицины на том основании, что «она должна показать диалектичность развития как самих патологических процессов, так и наших представлений о них и научить врача диалектическому материалистическому анализу болезни и больного человека».

Г. П. Сахаров писал, что патология «в цикле медицинских наук представляет собой, если можно так выразиться, наиболее общую дисциплину, подходящую к изучению болезней со стороны их сущности, систематизирующую разнообразнейшие случаи заболеваний по определенным рубрикам и выделяющую из многообразия патологических явлений основные патологические процессы, недаром же всегда ее называли философией медицины — философией, конечно, не в метафизическом, а в естественнонаучном смысле» — в смысле именно обобщения основных медицинских знаний.

И здесь, действительно, имеется много фактов, ждущих своего диалектико-материалистического освещения. Современный этап развития патологии как науки характеризуется рядом особенностей.

Эти особенности связаны как с развитием современного естествознания вообще, так и с развитием самой медицины и патологии. Если попытаться кратко охарактеризовать эти особенности, то они в основном сводятся к следующим положениям.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов