Системная работа больших полушарий

Системная работа больших полушарий и ретикулярных, «неспецифических», мозговых формаций возможна лишь благодаря непрерывным процессам «обратной связи» или «обратной афферентации», регулирующей реакцию. Следует подчеркнуть, что идея «обратной связи», логически вытекающая из основных положений рефлекторной теории была выдвинута еще И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

Так, еще И. М. Сеченов указывал на значение проприоцептивной импульсации для координации различных, в том числе и рабочих движений. «Все время,— писал он в 1866 г.,— пока в теле продолжаются мышечные сокращения, из кожи и мышц движущейся части идет непрерывное чувственное возбуждение к нервным центрам, которые видоизменяются по характеру вместе с изменениями движений».

В соответствии с этим И. П. Павлов отмечал, что «из скелетно-двигательного аппарата идут центростремительные, афферентные импульсы от каждого элемента и момента движения в кору (двигательная область), что дает возможность из коры точно управлять скелетными движениями». Идея обратной связи заложена в учении И. П. Павлова о саморегуляции сердечной деятельности.

Описанные И. П. Павловым анализаторы являются системами с обратными связями. С. А. Саркисов, Ф. В. Бассин, В. М. Банщиков в своей работе о павловском учении и некоторых теоретических проблемах современной неврологии и психиатрии правильно отмечают методологическое значение павловского учения о структуре рефлекторного акта.

Закон отрицания отрицания помогает лучше понять цикличность и поступательность в развитии самой медицинской науки, в частности, в развитии общих теорий патологии — от гуморальной к клеточной (целлюлярной), солидарной, органно-локалистической, неврогенной, молекулярной и к их синтезу на высшем уровне — нейрофизиологической и регуляторно-кибернетической.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов