Внутренняя противоречивость болезни

В связи с общефилософским значением нормы и патологии следует указать, что связанное с ними понятие болезни можно всесторонне разработать только на основе законов диалектики, на основе применения к нему требований диалектического метода исследования и познания.

Поскольку норма и патология рассматриваются в соответствии с взаимосвязью в человеческом организме различных форм движения материи и особенно биологической и социальной, то понятие болезни должно включать в себя как общебиологические, так и социальные моменты и отражать клиническую картину заболевания на основе внутренней противоречивости протекающих при этом процессов.

Определения болезни, данные в последнее время различными учеными братских социалистических стран, имеют тот недостаток, что они один из этих моментов опускают. Такие определения болезни, как «нарушение жизненного равновесия» (В. Рейман), «временная форма жизни, отмеченная функциональными и структурными отклонениями от типического и нарушением трудоспособности человека» (симпозиум 1960 г. — Германия), «патологический процесс, нарушающий единство организма со средой, метаболический обмен и способность к труду» (Шт.— М. Милку — Румыния), «уменьшение или ограничение потенциала свойств здоровья» (Р. Буреш — Чехословакия) весьма ограничены.

Кроме того, эти авторы зачастую не учитывают внутреннюю противоречивость болезни как борьбу «поломки» и защиты. Больше соответствует законам диалектики определение болезни, данное в «Очерке диалектики живой природы».

Однако в нем не учтены: клиническая картина болезни, указание на соотношение местного и общего в болезни, социальные факторы. Учитывая положение К. Маркса о болезни как «стесненной в своей свободе жизни», можно предложить следующее понятие болезни, которое отражает, на наш взгляд, любое ее проявление.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов