Категории части и целого

Категории части и целого, местного и общего, специфического и неспецифического надо применять дифференцированно — не отождествляя их.

Но нельзя не усматривать диалектическую связь между ними и взаимопереходы друг в друга. И сейчас актуальна по вопросу о соотношении части и целого, местного и общего, специфического и неспецифического борьба как с механицизмом и неомеханицизмом (в медицине Р. Вирхов, Ж. Лэб, Б. Гравиц), переоценивающими роль частей и противопоставляющих их целому, а местное, специфическое — общему, так и с витализмом и неовитализмом (А. Венцль, Г. Дриш, К. Ясперс), противопоставляющими целое, общее, неспецифическое частям, местному, специфическому. На позиции такого рода по существу стал и Г. Селье, абсолютизируя общие реакции организма в ответ на воздействие различных раздражителей.

А его положение об определенном количестве у человека, для его жизни, «адаптационной энергии» по сути соответствует теории «жизненной силы» виталистов. К анализу органической жизни Селье применяет телеологический религиозный принцип. Метафизический финализм усматривает в целостности действие сверхъестественного фактора, оторванного от объективных свойств и закономерностей данной целостной системы («жизненная сила», «энтелехия», «жизненный дух» и пр.).

Обе концепции — и механицизм и витализм — противоречат объективным научным методам и экспериментальным данным. Успехи в диагностировании заболеваний на молекулярном уровне также не дают оснований для сведения сущности болезни как заболевания целого организма к молекулярным изменениям и подмене больного человека «больными молекулами».

Молекулярные изменения сопровождают болезнь или являются ее причиной, но не представляют собой саму болезнь.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов