Критерием истинности прогноза

Критерием истинности прогноза является фактическое течение болезни соответственно высказанному предсказанию, т. е. критерием истинности прогноза выступает практика. Гипотеза является необходимым условием любого изучения явления, независимо от области действительности.

Ф. Энгельс называет ее «формой развития естествознания». Как правильно указывал Клод Бернар, «предвзятая идея, или гипотеза, есть необходимая точка отправления всякого опытного умозаключения, без нее можно лишь накапливать бесплодные наблюдения».

Широко известно положение выдающегося русского клинициста С. П. Боткина о том, что гипотеза есть основная форма клинического диагноза. Сама клиническая практика является лучшим подтверждением того факта, что гипотеза является неотъемлемой формой диагноза и прогнозирования заболевания.

Тем не менее среди некоторых современных авторов, занимающихся философскими проблемами медицины, встречается нигилистическое отношение к гипотезе как форме клинического мышления. Так, С. Гиляревский, К. Тарасов и А. Фролова утверждают, что «гипотезе нет места в современном диагнозе».

Положительное отношение С. П. Боткина к гипотезе они объясняют тем, что в XIX в. гипотеза была признана формой развития естествознания и «чтобы приблизить диагноз к научному познанию, надо было посчитать гипотезу основной формой также и в диагностике». Заметим, что вряд ли исследование в любом случае станет научным, если мы будем не применять в нем соответствующую логическую форму, а только считать условно ее таковой.

Вторым аргументом против применения гипотезы в диагнозе эти авторы считают то обстоятельство, что «гипотеза в прошлом веке как-то поднимала престиж диагностики, способствуя преодолению слепой эмпирической вероятности и утверждая в ней тенденцию к научной достоверности».

Но этот аргумент не против гипотезы в диагнозе, а за нее.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов