Эльбрусская экспедиция

Наблюдения, проведенные Г. К Шлыгиным во время Эльбрусской экспедиции на собаке с хронической фистулой протока поджелудочной железы, показали, что длительное пребывание животного на высоте 2 200 м (30 дней) вызывает повышение секреторной активности желез и увеличение щелочности поджелудочного сока, при подъеме на 4 250 м секреция в первые дни тормозится, а затем снова возрастает, при этом изменяется тип кривой секреции.

В результате опытов, проведенных И. Т. Курциным на собаках с павловской фистулой протока поджелудочной железы в камере пониженного барометрического давления, было установлено, что пятичасовое пребывание на высоте до 3 км стимулирует, а выше — угнетает пищевую секрецию поджелудочной железы. Значительное подавление активности секреторных клеток возникает на высоте 5—6 км и резкое угнетение ее наступает на высоте 9 км.

Существенные изменения, как показали исследования И. П. Разенкова и его сотрудников, наступают на высоте свыше 3 км и в секреции желчи. Хотя пребывание на этих высотах было кратковременным (около 15 мин), тем не менее изменения секреторной реакции па пищевой раздражитель (мясо, хлеб, молоко) были не только в день опыта в барокамере, но сохранялись затем в течение двух-трех недель после подъема на средние и большие высоты.

Во всех опытах изменения касались не только количественной, по и качественной стороны секреции, например амилолитических, иротеолитических и липолитических свойств поджелудочного сока. Подавление активности то касалось всех ферментов, то только отдельных, например снижение активности амилазы и трипсина и увеличение активности липазы.

При первом подъеме на 4,5 км пищевая секреция увеличивалась, на повторном подъеме четко выявилось торможение секреции, которое наблюдалось затем в течение двух недель в опытах «на земле». В дальнейшем явление торможения исчезло и наступила резко выраженная гиперсекреция.

На таком фоне при подъеме на ту же высоту опять возникло торможение пищевой секреции, которое сохранилось и в последующих опытах, проводимых вне камеры. Тормозной эффект был выражен главным образом в сложнорефлекторной фазе, а гиперсекреторный — в нейрохимической.

Показано, что шестичасовое пребывание в барокамере при разрежении, соответствующем разрежению на высоте в 6—8 км, вызывает у собак значительное снижение спонтанной секреции желчи и изменение качественного ее состава (плотный остаток, желчные кислоты, билирубин).

Эти тормозные явления, подобные изменениям деятельности слюнных, желудочных и кишечных желез, характеризуются довольно большой стойкостью и при повторных подъемах иногда проявляются в более сильном виде, чем в первые подъемы. У некоторых собак адаптация к высотным факторам доходит до нескольких недель.

Опыты, проведенные па высотах 7 и 9 км, показали наличие резкого угнетения секреторном функции поджелудочной железы в обе фазы секреции и сильное подавление ферментообразования. Тормозной эффект сохранялся и в опытах, проводившихся «на земле» в последующие дни после подъема на эти высоты. Последействие в этой серии опытов отмечалось около трех недель, после чего прием пищи вызывал нормальную реакцию железы.

Таким образом при действии на организм высотного фактора было выяснено, что подъем на высоту до 2— 3 км не оказывает угнетающего влияния на пищеварение.

«Физиология пищеварения», С.С.Полтырев