В 50-х годах XX в. путем электронной микроскопии было установлено существование субмикроскопической пористости, которая обусловливает увеличение активной поверхности и придает ей свойства пористого катализатора.
То, что в световом микроскопе представлялось кутикулой, в действительности оказалось огромным количеством выростов клетки высотой около 0,62 мкм и диаметром около 0,08 мкм.
Как выяснилось, на каждой клетке имеется около 3000 выростов (микроворсинок), а на 1 мм2 поверхности кишечного эпителия их около 50—200 млн. Расчеты показали, что благодаря наличию микроворсинок всасывающая поверхность кишки увеличивается в 14—30 раз.
Микроворсинки — это цилиндрические выросты, ограниченные плазматической оболочкой, представляющие сплошные структуры цитоплазмы, покрытые снаружи типичной клеточной оболочкой толщиной около 10—12 нм. Высота их примерно в 7—10 раз больше диаметра.
Размеры пор щеточной каймы приближаются к таковым многих пористых катализаторов, применяемых в промышленности. Значение катализатора состоит в том, что он увеличивает активную поверхность. Кроме того, они участвуют в переносе вещества в процессе работы катализатора в тех случаях, когда поры имеют приблизительно те же размеры, что и молекулы.
Диаметр пор определяет предельную величину молекул, проникающих внутрь. Таким образом, микроворсинки превращают поверхность кишки в своеобразный пористый катализатор.
На основании электронно-микроскопических исследований предполагают, что микроворсинки способны сокращаться и расслабляться, что не может не влиять на протекание мембранного пищеварения. Отсюда следует, что размеры микроворсинок могут меняться в результате сокращения и расслабления.
«Физиология пищеварения», С.С.Полтырев