Автоматизм органов иннервируемых вегетативной нервной системой

Автоматизм, которым обладают органы, иннервируемые вегетативной нервной системой, явился своеобразным толчком для изучения ее микроскопического строения. В 1833 г. Эренберг, в 1836 г. М. Валентин представили первое микроскопическое описание ганглионарной клетки, а несколько позже в стенках сосудов были описаны и гладкие мышечные волокна [Келликер, 1849].

Гистологические исследования Г. Мейсснера (1857) и Л. Ауэрбаха (1864) подслизистого и межмышечного нервных сплетений стенки кишки привлекли внимание и явились началом для изучения роли этих структур в двигательной деятельности желудочно-кишечного тракта, а установленные Станииусом (1852) функциональные связи прямо показывали роль внутрисердечных ганглиев в организации автоматизма работы сердца.

Исследования Циона и Людвига (1866), установивших гипотензивное действие раздражения центрального конца аортального нерва в результате снижения функций центральных вазомоторных аппаратов, положили начало изучению отношений между соматической системой и «системой вегетативной жизни» на уровне центральных образований нервной системы.

Дастр и Мора (1884), включившие в группу вегетативных, помимо собственно симпатических, еще и блуждающий, ветви лицевого, языкоглоточного, тройничного нервов, явились первыми, кто ввел в круг вегетативной нервной системы и элементы спинномозговой (цереброспинальной) части, что в дальнейшем значительно облегчило понимание их истинной структуры и функции.

В тесной связи с вегетативной нервной системой Шарлем Броун-Секаром (1891) рассматривалась и функция эндокринных желез. Последующие открытия нейрососудистых связей между гипоталамусом и гипофизом, а также симпатических и парасимпатических влияний на эндокринные железы подтвердили правоту этих взглядов.

На основании накопившихся структурно-функциональных данных и желая особо подчеркнуть относительную независимость вегетативной нервной системы от соматической, или произвольной, Гаскелл (1920) дал ей название «непроизвольной». Согласно Гаскеллу, нервы, иннервирующие внутренние органы, являются висцеральными. Они выходят из центральной нервной системы очагами — черепным, грудопоясничным и крестцовым. Эта классификация оказалась правильной и используется физиологами и поныне.

Помимо того, Гаскеллом было сформулировано положение об антагонистической симпатопарасимпатической иннервации и трофической функции вегетативной нервной системы.

Независимо и почти одновременно с ним И. П. Павлов (1886) высказал предположение, что блуждающий и симпатические нервы оказывают влияние не только на сокращение сердца, но и изменяют питание (трофику) сердечной мышцы.

Позже И. П. Павлов неоднократно возвращался к этому вопросу. По его представлению, каждый орган находится как бы под тройным нервным контролем: первый — нервы функциональные, запускающие или прерывающие функциональную деятельность (сокращение мышц, секреция желез и т. д.); второй — нервы сосудистые, регулирующие доставку грубого материала в виде большого или меньшего притока крови к органу, и, наконец, третий — нервы трофические, которые в интересах всего организма определяют точный размер окончательной утилизации питательного материала каждым органом. И. П. Павлов считал этот тройной контроль доказанным на сердце.

Почти одновременно с этим начинается новый этап в изучении физиологии вегетативной нервной системы — этап, связанный с именем английского физиолога Джона Ньюпорта Ленгли.

Его работы по определению специфического влияния химических веществ и их избирательного действия на ткани организма, а также исследования регенерации и дегенерации нервных стволов послужили основой для последующего изучения структурно-функциональной организации вегетативной нервной системы. В 1899 г. Ленгли разработал и практически применил так называемый никотиновый метод; пользуясь этим методом, Ленгли (совместно с Диккинсоном) на основании того, что никотин блокирует передачу возбуждения в вегетативных ганглиях, показал, что вегетативное волокно прерывается в своем ходе лишь один раз.

Ленгли выявил и место этого перерыва — в одном из вегетативных ганглиев. Таким образом, был открыт новый путь для исследований в области синаптической передачи возбуждения.


«Физиология вегетативной нервной системы»,
А.Д. Ноздрачев