Опухолевая псевдоэпителиоматозная гиперплазия

Явления воспаления здесь находятся на заднем плане, а погружной рост может осуществляться и в плотную, фиброзную ткань.

Отграничить опухолевую псевдоэпителиоматозную гиперплазию от инвазивного рака очень трудно, а порою и просто невозможно.

Ориентироваться приходится на следующие признаки.
Погружные выросты при псевдоэпителиоматозной гиперплазии, чтобы оставаться жизнеспособными, должны сохранить связь с покровным эпителием; если эпителиальные гнезда утрачивают эту связь и изолируются, то неизбежно погибают.

Они или разрушаются внедряющимися в него лейкоцитами, или целиком ороговевают, или просто некротизируются. Отсутствуют дискератоз, гиперхроматоз, нарушение соотношений размеров ядра и цитоплазмы. Глубина прорастания не имеет решающего значения, но все же, чем глубже в дерму проникают эпителиальные тяжи, тем более они подозрительны в отношении рака.

Проникновение эпителиальных клеток в лимфатические сосуды
— признак, тоже не патогномоничный для рака; это может наблюдаться и при псевдоэпителиоматозной гиперплазии, хотя и реже. Но такие псевдораковые эмболы не способны дать метастазы, поскольку, как это только что отмечалось, изолированные эпителиальные гнезда при псевдоэпителиоматозной гиперплазии нежизнеспособны, в противоположность раковым. Все же возникают картины, трудные для расшифровки.


Опухолевая псевдоэпителиоматозная гиперплазия

Опухолевая псевдоэпителиоматозная гиперплазия

Опухолевая псевдоэпителиоматозная гиперплазия при
«пиогенной гранулеме» (Х170).


У женщины 65 лет в течение 3 лет существовала опухоль в области ногтевого ложа руки.

Клинический диагноз — «пиогенная гранулема». Сосудистый компонент оказался целиком некротизированным.

Образовавшиеся погружные выросты очень напоминали эпидермоидный рак благодаря полиморфизму клеток и наличию псевдоэмболов. Но полиморфизм был обнаружен преимущественно в краевых отделах погружных эпителиальных выростов, непосредственно соприкасающихся с воспалительным инфильтратом.

Кроме того, в отличие от рака митозы были малочисленны, а симуляция опухолевого полиморфизма при ближайшем рассмотрении оказалась результатом начинающегося пикноза и лизиса ядер и общего уродства резко дистрофированных клеток.

Опухолевая псевдоэпителиоматозная гиперплазия не определяется невооруженным глазом и представляет собой как бы гистологическую «добавку» к тому или иному процессу, воспалительному или опухолевому.

Известно только одно исключение, когда псевдоэпителиоматозная гиперплазия может образовывать самостоятельный узел, определяемый макроскопически. Это кератоакантома, которую некоторые авторы определяют как сочетание псевдоэпителиоматозной гиперплазии с гиперкератозом.


«Ошибки и трудности гистологической
диагностики опухолей», Д.И.Головин