Сочетанные корешковые синдромы

Сочетанные корешковые синдромы наблюдали у восьми больных, из них у двух — корешковый синдром шейного и грудного отделов; у пяти — грудного и пояснично-крестцового, у одной больной — шейного и пояснично-крестцового. У этой группы больных отмечалось уменьшение объема движений всего позвоночника.

Выраженный кифоз грудного отдела.
Уплощение лордоза в пояснично-крестцовой области (3 больных). Болезненность по всему позвоночнику и в паравертебральных точках, особенно выраженная на уровне пораженных корешков, по ходу нервных стволов в шейном отделе (3 больных), в грудном отделе (5), в пояснично-крестцовом (4). Болезненность шейных симпатических узлов (3).

На уровне корешкового синдрома напряжение мышц спины. Нарушение чувствительности в виде гипестезии (4), гипералгезии (1 больная). Снижение ахиллового рефлекса (1 больная с корешковым синдромом S1), коленного (2 больных с корешковым синдромом L4), периостальных рефлексов рук (2 больных с шейным корешковым синдромом). У всех больных отмечалось похолодание и зябкость рук и ног.

Таким образом, у наблюдаемых нами больных одним из ранних неврологических осложнений гормональной спондилопатии были корешковые синдромы (люмбоишалгический, грудной, пояснично-крестцовый и шейно-радикулярный). Мы полагаем, что в патогенезе корешковых синдромов ведущую роль играет не дискогенный конфликт, а деформация позвоночника в результате гормональных нарушений.

Дистрофические изменения придают позвонкам различные формы, чаще в виде катушек и двояковыпуклых линз, образующих острые углы. Последние усиливают травматизацию (раздражение) корешка при физической нагрузке, резких движениях, при небольшой травме, вызывая острый корешковый синдром.

Корешковые синдромы чаще соответствуют нижнегрудному и верхнепоясничному отделам, где, как правило, локализованы грубые изменения позвонков. Легкие неадекватные травмы иногда приводят к компрессионным патологическим переломам в позвонках, являющимся причиной внезапных острых корешковых болей.

Корешковый синдром при гормональной спондилопатии развивается на фоне общих признаков раньше и чаще, чем другие неврологические осложнения. Проявление корешкового синдрома наблюдается на третий-седьмой год развития общих признаков гормональной спондилопатии.

По локализации корешкового синдрома первое место занимает пояснично-крестцовый отдел, второе — грудной, третье — сочетанные формы, четвертое — шейный отдел. Корешковые боли при гормональной спондилопатии появляются на фоне общих «летучих» болей, характерных для последней, усиливаются при физической нагрузке, ходьбе, кашле, чихании и уменьшаются при лежании на щите.

Локализация корешкового синдрома при гормональной спондилопатии совпадает с локализацией дистрофически измененных позвонков и имеет свои особенности:

  • пояснично-крестцовый корешковый синдром чаще двусторонне охватывает по 2 корешка и вовлекает в процесс преимущественно верхне-поясничные корешки L13;
  • грудной корешковый синдром развивается по типу межреберной невралгии (чаще двусторонней), усиливается при лежании на спине, чаще локализуется на уровне нижнегрудных корешков и нередко сопровождается расстройством дыхания;
  • при шейном корешковом синдроме обычно вовлекаются в процесс вегетативные структуры: шейные симпатические узлы, вертебральный нерв и др.

В патогенезе корешкового синдрома при гормональной спондилопатии основную роль играет не дискогенный конфликт, а деформация позвонков, а также сосудистые и обменные изменения, вызванные основным заболеванием.


«Гормональная спондилопатия»,
Д.Г.Герман, Е.Г.Кетрарь