Мы говорим, если в случае отнесения на более поздний срок необходимых мер или облегчения этих мер, заболевания становятся опасными и не будет гарантии, что силы не пропадут, то следует принять с самого же начала сильные меры. А когда нет ничего опасного, то к более сильным мерам надо переходить постепенно, и только тогда, когда легкие меры окажутся недостаточными.
Смотри, не избегай того, что хорошо, ибо иначе действие запоздает. Не следует также стоять на каком либо ошибочном положении, ибо тогда нельзя устранить вреда от него. Также не следует останавливаться на одном лечении одним лекарством, а следует менять лекарства. Поистине, привыкнувший к одному лекарству не испытывает его действия.
Каждое тело, даже каждый орган и даже одно и то же тело и один и тот же орган иногда испытывает на себе действие лекарств, иногда не испытывает или испытывает на себе действие одного лекарства, а другого – нет.
Если болезнь определить затруднительно, оставь ее на естество и не торопись. Поистине, или естество человека возьмет верх над болезнью, или же болезнь определится.
Если болезнь сопровождается какой нибудь болью, или тому подобным, или же чем нибудь причинившим боль, как например, удар и падение, то нужно начать с успокоения этой боли. Если ты нуждаешься в притуплении боли, то не употребляй чрезмерно такие средства, как снотворный мак, ибо он, притупляя боль, становится привычным и поедается как съедобное. Если ты знаешь, что данный орган очень чувствителен, то корми больного тем, что очень сгущает кровь, например, харисой; если же ты не боишься охлаждения, то давай ему такие охлаждающие средства, как латук и тому подобное.
Знай, что к числу хороших и действенных лечений относится пользование тем, что усиливает душевную и животную силы, как например, радость, встреча больного с тем, что он любит, и постоянное нахождение его с человеком, который радует его. Иногда полезно постоянное нахождение с мужественными людьми и с теми, кого он стыдится. Это устраняет у больного некоторые вредные для него вещи.
«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)