Анализ резекций

На 244 подобных операции, проанализированных Д. Г. Коваленко, смертность равнялась 1,7% и наблюдалась преимущественно в доантибиотический период.

Нагноительные осложнения, главным образом лигатурные свищи, которые до применения антибиотиков отмечались довольно часто (до 10%), в последнее время почти не встречаются. Анализ ближайших исходов, определившихся к моменту выписки больных, показал, что почти у всех больных наступало клиническое выздоровление и восстановление опороспособности конечности.

Правда, рентгенологически костный анкилоз к моменту выписки больных определялся лишь у половины из них, а примерно у 10% намечалась к этому времени растущая резорбция и перестройка трансплантата.

Изучение отдаленных результатов лечения у 152 больных показало, что рецидив болезни наступил лишь у 3 больных, а у остальных было отмечено излечение при наличии в 70% случаев полного костного сращения (анкилоза) в правильном положении, с хорошей опороспособной конечностью.

Атипичные поздние резекции, преимущественно реконструктивного вида, составившие около 40% всех резекций, предпринимались для лечения давних кокситов и ликвидации их последствий.

О тяжести состояния таких больных можно судить по данным М. Е. Петровской, которая на основании разработки 116 историй болезни установила, что у всех больных имелись значительные сгибательно-приводящие контрактуры, у половины больных (52) был полный вывих бедра со смещением вверх и кзади (экстраацетабулярный псевдартроз) и у 54 больных, по рентгенологическим данным, сохранился небольшой остаток шейки, находящийся в расширенной вертлужной впадине (интраацетабулярный псевдартроз).

У 78 больных рецидивы и обострения поддерживались остаточными туберкулезными очагами в костях — в вертлужной впадине, в области большого вертела и остатка шейки. Кроме того, у 11 больных имелись натечные абсцессы и у 17- запущенные свищи.

При операции у 37 больных не были обнаружены очаги в костях и мягких тканях (по-видимому, вследствие длительного выгнаивания в прошлом), но у 20 из них в рубцах были гистологически обнаружены специфические туберкулезные изменения. Таким образом, остаточные туберкулезные изменения сохранились у 82% больных, несмотря на большую длительность заболевания — от 5 до 33 лет (в среднем свыше 10 лет).

Результаты подобного типа операций при отдаленных наблюдениях у 90 больных оказались хорошими. У 103 больных наступил костный анкилоз, у 10 — анкилоза не наступило и остались боли при ходьбе, у 4 больных было отмечено частичное выскальзывание верхнего конца бедра вследствие технической неправильности — недостаточного углубления вертлужной впадины и недостаточного отведения бедра; однако спаяние у них наступило и больные хорошо ходят.

Таким образом, реконструктивного типа резекции, произведенные у больных с обширным разрушением костей тазобедренного сустава, в конечном счете дали около 90% хороших результатов с ликвидацией обострений и восстановлением опороспособности конечности.

Опыт последних лет показал всю жизненную необходимость производства подобных поздних операций, направленных на ликвидацию тяжелых последствий туберкулезных кокситов у многочисленных, преимущественно взрослых, больных, находящихся до сих пор вне поля зрения хирургов.

Настало время, когда наравне с плановыми типичными вмешательствами, завершающими консервативное лечение туберкулеза тазобедренного сустава, необходимо производить в плановом же порядке поздние, в известной степени атипичные радикальные и радикально-коррегирующие вмешательства и тем возвращать к трудовой жизни большое количество инвалидов с запущенными кокситами, ныне обычно оставляемых без надлежащей рациональной хирургической помощи, что особенно относится к тяжелобольным со свищевым кокситом.


«Клиника и лечение костно-суставного туберкулеза»,
П.Г.Корнев