Смена зоны выраженного спазма зоной неравномерной инъекции сосудов

По мере продвижения от очага воспаления, зона выраженного спазма сменяется зоной неравномерной инъекции сосудов. В этой зоне кровеносные сосуды также находятся в состоянии спазма, выраженного однако в меньшей степени, чем в очаге воспаления.

Аваскулярные зоны здесь не обнаруживаются, хотя все же сосудистые тракты эпиневрия находятся в состоянии рефлекторного спазма.

Через 24 часа после операции спазм сосудистого русла сменяется расширением сосудов, нарастанием компенсаторных приспособлений и деструкции стенок сосудов, особенно на уровне очага воспаления.

Через 3 дня деструктивно-реактивные изменения в сосудах лицевого нерва продолжают нарастать. В очаге воспаления, как и через 24 часа, отмечается малососудистая зона с массовой деструкцией и атипичностью архитектоники сосудистого русла, а также отсутствием анастомозов и сосудистых петель.

Сосуды эндоневрия в очаге воспаления все еще слабо инъецированы. Как и ранее отмечается дезориентация и отсутствие продольных магистральных сосудистых трактов в эпиневрии. По мере удаления от очага воспаления зона полной деструкции сменяемся зоной частичной деструкции, отсутствуют продольные сосудистые тракты эпиневрия, а сосуды эндоневрия инъецированы не четко.

Через 7 — 10 дней после операции деструктивные и в большей степени реактивные изменения в сосудистом русле лицевого нерва достигают максимума, вследствие воспалительных явлений в окружающей параневральной клетчатке и в самом нерве. К 15 послеоперационному дню отмечается начало обратного развития описанных преобразований сосудистого русла лицевого нерва. Через 30 дней после введения скипидара в кровеносных сосудах лицевого нерва происходят значительные преобразования в сторону нормализации, однако полной нормализации в эти сроки еще не отмечается.

В другой группе опытов экспериментальный неврит осложнялся перевязкой общей сонной артерии на той же стороне, и сосудистые сдвиги в лицевом нерве изучались, таким образом, в условиях его ишемии. В этих опытах через 6 часов после операции отмечается инъекция кровеносных сосудов во всех оболочках нерва, в то время как в опытах с воспалением без дополнительных вмешательств инъекция сосудов эндоневрия почти не отмечалась.

Отмеченные в предыдущих опытах в эти же сроки явления спазма выражены в меньшей степени. В очаге воспаления, однако, отмечается выраженное нарушение ангиоархитектоники нерва, выражающееся отсутствием продольных магистральных трактов эпиневрия, петель и дезориентацией сосудов.

Однако деструкция сосудов в этих опытах по сравнению с контрольной группой выражена в меньшей степени.

В остальных участках нерва выражены продольные сосудистые тракты и петли различной формы. Концентрация сосудов больше, чем в предыдущих опытах в эти же сроки наблюдения.

По сравнению с нормой диаметры сосудов все же несколько уменьшаются, что свидетельствует о спазме сосудов.


«Коллатеральное кровообращение органов при моделировании
патологических состояний и оперативных вмешательств»,
под ред. проф. А.Л.Лейтеса