Паралич «мимических» мышц на оперированной стороне

Во всех проведенных группах опытов в ранние послеоперационные сроки (от 3 до 7 дней) наблюдался паралич «мимических» мышц на оперированной стороне, характеризующийся асимметрией морды, отсутствием движения верхней губы и носа (следствие пареза носогубного поднимателя и круговой мышцы рта), неприлеганием нижнего века к глазному яблоку (вследствие пареза круговой мышцы глаза), слезотечением и слюнотечением. Указанные нарушения возникали на 2 — 3 день и продолжались до 7-го, а в некоторых случаях до 10-го дня.

В опытах с воспалением без дополнительных вмешательств указанные нарушения «мимических» мышц были более длительными (в некоторых случаях до 10 дней), чем в опытах с воспалением и одновременным выключением общей сонной артерии либо наружной яремной вены.

Сопоставляя результаты описанных групп опытов, следует отметить, что характер преобразований в сосудистом русле лицевого нерва и степень деструктивных изменений стенок сосудов в разных опытах различны.

Так, в опытах с воспалением без дополнительных вмешательств деструктивные и компенсаторные изменения в сосудистом русле выражены в большей степени, чем в опытах с воспалением и одновременным выключением общей сонной артерии либо наружной яремной вены.

Начало нормализации описанных сдвигов в опытах с воспалением без дополнительных вмешательств наблюдается с 15 дня, в то время как в опытах с воспалением и одновременным выключением общей сонной артерии — с 7 — 10 дня.

В опытах с воспалением и одновременным выключением наружной яремной вены деструктивные изменения уменьшаются с 7 — 10 дня, а компенсаторные возникают с 15 дня. В опытах с воспалением без дополнительных вмешательств и в опытах с воспалением и одновременным выключением общей сонной артерии деструктивные и компенсаторные преобразования выражены в одинаковой мере как в артериальном, так и венозном русле лицевого нерва.

В опытах с воспалением и одновременным выключением наружной яремной вены указанные преобразования в большей степени выражены в венозном русле.

Таким образом, полученными данными выявляются некоторые особенности сосудистых реакций в условиях окольного кровотока после выключения артерий и вен на фоне асептического воспаления лицевого нерва, а также влияние таких выключений сосудов, влияние развивающегося окольного кровотока на течение асептического воспаления лицевого нерва.

Эти данные согласуются с результатами опытов Э. К. Кожекова (1970), в которых у собак выключались шейномозговые кровеносные сосуды на фоне моделирования дозированной внутриствольной гематомы возвратного гортанного нерва, иногда в сочетании с мобилизацией нерва (моделирование условий, возникающих в процессе операции струмэктомии).

Э. К. Кожеков путем сопоставлений результатов этих опытов с данными контрольных групп установил, что процесс нормализации нарушенной внутриствольной ангиоархитектоники возвратного гортанного нерва (после моделирования гематомы) запаздывает в условиях мобилизации нерва, особенно сочетающейся с выключением экстраорганных артерий.

Иными словами, мобилизация нерва, а также перевязка шейномозговых сосудов замедляют рассасывание внутриствольной гематомы возвратного гортанного нерва.

«Коллатеральное кровообращение органов при моделировании
патологических состояний и оперативных вмешательств»,
под ред. проф. А.Л.Лейтеса