Вывод о происхождении и сущности «первичных» оститов

Второй существенный вывод, также отражающий нашу унитарную точку зрения, относится к происхождению и сущности «первичных» оститов. Преимущественное поражение суставных концов и губчатого вещества кости, по нашему современному представлению, оказывается связанным не со своеобразием кровоснабжения растущих отделов костей или с особой архитектоникой кровеносных сосудов (концевых артерий), а с нервно-трофическими факторами и с повышением чувствительности к туберкулезу миэлоидной и ретикулоэндотелиальной ткани костного мозга.

Это не может быть инфаркт на почве эмболии (как утверждали Кениг и Лексер) и не некроз на почве эндартериита (как утверждали Гейль и Орт), а возникающий около сосудов в красном костном мозгу бугорок и бугорковый очаг на почве гематогенного заноса туберкулезных палочек.

Сосудистый фактор имеет большое значение, но не в связи с «конечностью» артериальных разветвлений в суставных концах костей, а в связи с расширением сосудистого русла, образующего в костном мозгу густую сеть капилляров, переходящих в тонкостенные венозные синусоиды с особыми ретикулярного типа эндотелиальными клетками, способными поглощать приносимые с кровью и оседающие здесь взвешенные части, в том числе и туберкулезные палочки.

Тем самым создаются условия для проникновения туберкулезных палочек в периваскулярную ткань и развития там бугорка за пределами сосуда. Вместе с тем мы отвергаем наличие двух самостоятельных форм первичных костных фокусов: грануляционной и казеозной (как о том говорят Кремер и Визе, Коншег и др.), ибо существует единая форма костного туберкулеза — первично-грануляционная, с последующим ее изменением в казеозную, поскольку созидание и разрушение — это два неразрывно связанных между собой компонента туберкулезного процесса.

При костно-суставных поражениях нет особых некротических и продуктивных форм, есть лишь последовательная смена их в различно-меняющихся соотношениях, причем в основе процесса лежит специфический бугорок и бугорковая ткань, гранулома с ее последовательным некрозом.

Развитие очага в кости есть прежде всего рост грануломы. Чем быстрее растет гранулома по периферии, тем скорее появляется казеозный некроз в центре. Гранулома разъедает ткани и предопределяет деструкцию, а творожистый некроз вызывает экссудацию, секвестрацию и отграничивающую реакцию.

Третий вывод касается принципиального различия в проявлениях туберкулезного процесса в костных и в суставных образованиях, что связано с особенностями их анатомического строения и различием соотношений развивающихся специфических и неспецифических изменений.

Мы знаем, что в костях туберкулезный процесс протекает крайне медленно и скрыто, не причиняя заметных страданий, тогда как в суставах болезнь протекает тяжело, интенсивно, иногда даже бурно, с яркими клиникопатологическими проявлениями.

Придерживаясь нашей унитарной точки зрения, эту резкую разницу в проявлении болезни в костях и в суставах мы связываем с изменением условий, связанных с анатомическими и физиологическими особенностями того субстрата, на котором развивается туберкулезный процесс при переходе его с костей на сустав.

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев